Советы для избегания скольжения на дороге

Поведение автомобилей на скользкой дороге

Умение водителя не допускать скольжения автомобиля на зимних дорогах является одним из наиболее ценных в стесненных городских условиях. Объясняется это весьма просто – на городских дорогах вы практически всегда находитесь в гуще событий, в окружении не только других транспортных средств, но и также столбов, бордюров и прочих объектов.

Такое положение дел подразумевает, что любой занос автоматически становится потенциально опасным и влечет за собой какие-либо негативные последствия.

Потенциально опасные участки дороги

То, что на дороге водитель обязан быть внимательным и не терять концентрации, является известной аксиомой. При этом на определенных участках дороги в плане потенциального скольжения и заноса следует быть особенно внимательным, в частности:

  • на мосту;
  • на выезде из скоростных туннелей большой протяженности;
  • ближе к обочине.

Стоит дать более подробное объяснение, почему эти места относятся к числу потенциально опасных. В городе дороги обычно окружены зданиями и деревьями, соответственно, эти объекты гасят порывы ветра и снижают обледенение. Но мосты лишены этого преимущества, – они, как правило, открыты всем ветрам и снегу, поэтому на них дорога имеет более скользкое покрытие.

Также следует учитывать, что стандартная для мостов выпуклая форма создает своеобразный эффект трамплина – автомобиль на скорости хуже сцеплен с дорогой после того, как тот проедет верхнюю точку моста. В процессе движения по обычной дороге контролировать этот аспект намного проще, но при въезде на мост ситуация быстро может поменяться, и вовремя отреагировать на такое изменение непросто. Особую опасность представляют в этом плане мосты, на которых есть повороты.

Опасность туннелей заключается в том, что в них дорога обычно чистая и сухая, внутри нет ветра, а на выезде картина резко меняется:

  • машина сразу попадает с такой дороги на гололед;
  • риск получения сильного бокового удара ветром серьезно возрастает;
  • происходит резкая смена освещения, что влияет на реакцию водителя.

Наконец, ближе к разделительным полосам и к обочине дорога грязнее, соответственно, эта часть более скользкая. Отсюда совет водителям – не стоит спешить занимать левый ряд, это может оказаться очень опасным решением. Любой обгон зимой следует совершать только будучи абсолютно уверенным в его безопасности.

Способы, которыми можно «пробовать» дорогу

Главными факторами успешной зимней езды являются водительское внимание и перестраховка во всех возможных ситуациях. Не зря же довольно часто сравнивают ее с работой сапера, ведь одна единственная ошибка может привести к самым серьезным, и даже печальным последствиям.

Для недопущения такого развития событий необходимо «пробовать» дорогу, то есть проверять, надежно ли сцепление колес автомобиля с покрытием. Эффективным способом в этом случае является пробное торможение. Алгоритм действий здесь прост: убедившись, что на достаточном расстоянии сзади от автомобиля никого нет, водитель может интенсивно, но без резкости надавливать на педаль тормоза. Основное внимание тут уделяется времени срабатывания блокировки колес, исходя из чего и можно будет сделать вывод о торможении в условиях движения в обычном режиме.

Еще одним вариантом является использование рулевого управления. Здесь необходимо короткими, но интенсивными движениями во время езды повернуть руль вправо-влево и по тому, как машина реагирует на эти действия, станет понятно, о каком покрытии под колесами идет речь. Это особенно полезно при смене одной дороги на другую. Заметить, что это произошло довольно сложно, особенно в темное время суток, поэтому задача водителя состоит в том, чтобы не терять внимания и перестраховываться даже в тех случаях, когда, казалось бы, ничего опасного произойти не сможет.

Действия водителя при скольжении автомобиля

Стоит рассмотреть ситуации, когда процесс скольжения все-таки начался. Чаще всего происходит скольжение передних колес машины, когда при повороте руля она либо вообще не реагирует на это действие, либо начинает смещение по пологой дуге. В таком случае необходимо предпринять следующие действия:

  1. Сбросить газ. Это нужно сделать в обязательном порядке, чтобы у колес появилось больше возможностей «цепляться» за дорогу. Это актуально для всех типов привода, но особенно для переднеприводных машин.
  2. Поворот руля немного назад. Самый сложный момент, поскольку инстинктивно водитель пытается поворачивать быстрее и резче. Делать так категорически нельзя, ситуация станет еще хуже, так как передние колеса окажутся относительно корпуса автомобиля практически в перпендикулярном положении. Они перестанут вращаться и их скольжение только усилится.

Бывает и так, что сносить начинает задние колеса, в результате чего машина начинает двигаться боком относительно своего изначального движения. Здесь важно умение быстро вращать руль, причем поворачивать его нужно в сторону заноса. Такой поворот руля позволит вернуть машину вдоль дороги, то есть в ее изначальное состояние.

Здесь важно учитывать, что сам по себе факт такого поворота значит мало, важно, – чтобы он проходил быстро и своевременно. В частности, если реакция на начало заноса была правильной, но скорость поворота не успевает за движением транспортного средства, то образуется так называемый «эффект хлыста», в результате чего машину развернет еще сильнее.

Педаль газа для переднего и заднего привода

Когда заносит задние колеса автомобиля с передним приводом, то сбрасывать газ сразу нельзя. Его нужно, как минимум, держать на том же уровне, а то и добавлять. Никакого противоречия здесь нет, ведь если газ уменьшить, то происходит замедление передних колес, но не торможение, поэтому они уходят вперед и в результате занос становится еще более интенсивным.

Если же сносит передние колеса, – наоборот, нужно добавлять газ, но запутаться в такой ситуации, особенно неопытному водителю, достаточно легко. В этом и состоит ключевая опасность переднего привода, о чем следует всегда помнить, находясь за рулем такого автомобиля.

Для заднеприводных машин подобная двойственность нехарактерна: если происходит снос колес, это, в любом случае, требует уменьшения подачи газа. Что является более характерной реакцией человека, поэтому за рулем такого автомобиля ему проще выбраться из заноса.

Особенности скольжения на полном приводе

Такие автомобили являются своеобразным симбиозом, но с ними сложнее всего, поскольку одна машина может вести себя ближе к переднеприводным, другая – к заднеприводным моделям. Причем повлиять на изменение данной характеристики может даже обычная смена резины.

В целом, полный привод демонстрирует больше устойчивости при движении по дороге, да и с точки зрения проходимости такие автомобили смотрятся выигрышно, но скольжение при заносе происходит сразу у двух осей. Такое положение дел приводит к тому, что автомобиль при потере управления начинает боком съезжать с дороги.

Стабилизация полноприводного автомобиля является более сложной задачей, чем в ситуациях с передним или задним приводом. Изменения могут носить столь резкий и быстрый характер, что приспособиться к ним трудно даже опытным профессионалам. Следует помнить, что экстремальное вождение не подходит для полного привода, его главная особенность – стабильное и уверенное движение. Особенного внимания требуют к себе машины с подключаемым мостом, у которых в обычном режиме работает одна ось, но при скольжении включается вторая, и поведение автомобиля становится сложно предсказать.

Подводя итоги…

Представленная в этой статье информация носит ознакомительный характер. Эти теоретические знания, безусловно, нужны, но без практической тренировки они вряд ли окажутся полезными. Ведь на дороге часто в силу вступают не только технические аспекты, но и психологические, как в случае с поворотом руля в сторону заноса, и выбраться из подобных ситуаций без практических навыков невозможно.

Читайте также  Подержанные грузовики и другая техника - выбор дальновидных предпринимателей в условиях кризиса

Напоследок стоит отметить, что установленные в современных автомобилях электронные системы оказывают помощь водителю, сообщая ему об угрозе скольжения. На приборной доске загораются предупреждающие символы, и это служит той самой перестраховкой, дополнительно защищающей человека за рулем.

Однако нельзя всецело полагаться на электронику, игнорируя элементарные соображения безопасности и здравого смысла. По сути, срабатывание электроники означает, что ошибка со стороны водителя уже произошла, но еще не поздно все исправить. Если же предупреждение системы проигнорировать, то впоследствии это может привести к достаточно печальным последствиям, когда уже никакая электроника не будет в состоянии помочь.

Где можно улететь в занос (даже летом) — список опасных мест

Чего бояться на скользкой дороге?

Передний привод более подвержен сносу передней оси. Это явление, когда автомобиль неохотно входит в поворот, стремясь распрямить траекторию. Передние колеса соскальзывают наружу поворота. Целесообразно несколько уменьшить подачу топлива в двигатель, но ни в коем случае не поворачивать управляемые колеса на еще больший угол. Полезно даже немного «отвернуть» руль назад.

Полноприводный автомобиль в повороте также способен доставить неискушенному водителю неприятные ощущения. Хорошо, если автомобиль оборудован электронной системой стабилизации курсовой устойчивости, а если нет, то будьте осторожны — полный привод коварен. Лучший метод борьбы и с заносом, и со сносом —это заблаговременно снизить скорость перед поворотом.

Откуда берется скользкая дорога?

Дорогу можно считать скользкой, когда коэффициент сцепления шин с покрытием ниже, чем среднестатистический. У каждого времени года он свой. Начнем мы, конечно, с королевы скользких дорог — зимы, которая хоть и закончилась, согласно календарю, но еще успеет попортить нервы водителям в северных регионах страны.

Тут все элементарно: любая вода, попавшая на дорогу, превращается в лед. Причем это может быть и поток воды из прорвавшейся канализации, и дождь, и подтаявший за день снег, который в холодную ночь превратился в лед. Но не только лед опасен на зимней дороге. Сочетание снегопада, отрицательной температуры воздуха и интенсивного движения машин может приводить к тому, что верхний слой укатанного снега становится очень скользким. Раннее срабатывание AБС даже при небольшом нажатии на педаль тормоза свидетельствует о том, что покрытие очень скользкое.

Наиболее скользкие участки зимой:

  • Последние метры перед светофором или знаком «Уступите дорогу». Здесь все водители тормозят и раскатывают снег в лед.
  • Остановки общественного транспорта. Тяжелые машины своими широченными колесами укатывают снег, многократно тормозят и разгоняются.
  • Мосты и эстакады. Здесь чаще всего вода замерзает раньше, чем на других участках дороги, потому что пролеты интенсивнее обдуваются холодным воздухом.
  • Участки перед «лежачими полицейскими» и после них «раскатаны» гораздо больше, чем остальная дорога.
  • Перед пешеходными переходами тоже очень часто тормозят и раскатывают снег в лед.
  • Перед поворотами, на спусках водители часто притормаживают и делают дорогу более скользкой.
  • Пробуксовка на подъемах делает покрытие более скользким.

Подготовка подразумевает не только своевременную установку зимних шин на свой автомобиль, но и правильное поведение в первые «гололедные» дни. Нужно забыть о спешке, об амбициях на дороге и ехать максимально равномерно. Даже если в вашем распоряжении мощный автомобиль с полным приводом, кучей систем безопасности и шикарной зимней резиной. Навыки зимнего вождения за время теплого сезона утрачиваются. Нужно время, чтобы они к вам вернулись. Помните, что полноприводник разгоняется лучше других машин, но тормозит совершенно так же, как все. Ведь при торможении у любого автомобиля работают все 4 колеса.

Ну а когда зима будет, что называется, в разгаре, просто помните о тех участках на дороге, где обычно очень скользко. Именно там следует быть вдвойне осторожнее и внимательнее за рулем.

Весна

Если вы ездите с севера на юг и обратно на дальние расстояния, то не торопитесь менять зимнюю резину на летнюю сразу с наступлением календарной весны. Да, в крупных городах на дорогах уже не встретить признаков зимы, но на трассе вас еще могут подстерегать опасные участки. Лучше лишнюю неделю поцокать по дорогам шипами, чем несколько недель ждать машину из кузовного ремонта после даже небольшой аварии.

А еще весной дорога может стать очень скользкой в следующих ситуациях:

  • Тающие по бокам от дороги сугробы способствуют образованию глубоких луж, и — здравствуй, аквапланирование. Колеса буквально всплывают на толстом слое воды, теряя сцепление с дорогой. И никакие системы ESP не помогут вернуть контроль над «глиссирующим» автомобилем. Совет один — перед лужами заблаговременно снижайте скорость.
  • Весной на полях начинаются сельхозработы. Тракторы и грузовики, выезжающие на дорогу оставляют за собой скользкий след из глины или чернозема. Особенно опасны такие следы в поворотах. Совет прежний — снижайте скорость.

Лето, казалось бы, время года, когда о скользких дорогах можно забыть. Но это не так. Надо помнить о некоторых особенностях.

  • В сильную жару на поверхности асфальта вытапливается слой полужидкого битума, который может оказаться очень скользким.
  • Ремонт и укладка нового асфальта происходит преимущественно летом, а свежеуложенный асфальт обладает невысоким коэффициентом трения.
  • Большегрузы продавливают в размягчившемся от жары дорожном покрытии глубокие колеи. Начинается обильный летний дождь, и вот уже в колеях 5–10 см воды. Если заехать в такую колею только левыми или только правыми колеса на большой скорости, автомобиль может занести.

И снова универсальный совет: не торопиться, сбавить скорость до безопасной и только затем преодолевать очередную «засаду».

Осень

Туман осенью — привычное дело. Асфальт при этом становится влажным и скользким. А еще осенью чаще идут дожди, которые делают мокрой не только дорогу, но и обочину. И снова на дороге оказывается много грязи. Но есть еще одна неприятность, характерная, скорее, для городских дорог. За короткий промежуток времени с деревьев опадают листья, порой застилая всю проезжую часть. А листва весьма скользкая субстанция. Проезжая по участкам дороги, присыпанным листвой, будьте предельно внимательны и осторожны.

Круг замкнулся, пора думать о зимней резине. Кстати, глубина протектора зимних шин должна быть не менее 4 мм.

Всесезонный совет

Недаром древние говорили: «Предупрежден — значит вооружен». Я постарался напомнить вам обо всех ситуациях, когда дорога под колесами вашего автомобиля более скользкая, чем обычно. Уберечься от неприятностей в таких трудных условиях можно. Главное, сохранять спокойствие и не совершать резких движений рулем. А еще помните, что очень многое зависит от состояния и качества шин.

Осторожно, скользкая дорога

Последнее обновление: 22.01.2021
Комментариев нет

С чем обычно ассоциируется скользкая дорога?

Первое, что приходит в голову – это зима, снег, гололед. Но это не все. Дождь туман, утренняя роса покрывают дорожное полотно тонкой водяной пленкой, а для резины, как известно, вода – лучший смазочный материал.

Какой можно сделать вывод? Дождь, снег, туман, роса – это атмосферные осадки, а это означает, что выпадение любых осадков делает дорогу скользкой и, соответственно, опасной. Разница лишь в том, что величина опасности меняется в разное время года. Обледенелая дорога зимой более опасна, чем мокрая от дождя или тумана – летом.

Но и в теплое время года не стоит расслабляться. Дорожная пыль и грязь с дождевой водой образуют что-то вроде скользкой прослойки, которая снижает сцепление колес с дорожным покрытием.

Читайте также  Современное программное обеспечение автомобиля: достояние прогресса или опасное излишество?

Очень коварны места пересечения асфальтированной дороги с грунтовой. На таких перекрестках очень часто остаются глина, песок, земля. А во время дождя эта дорожная «смесь» раскисает, что делает ее скользкой и опасной.

Поздней осенью, многие, наверное, замечали, когда температура воздуха держится около нуля, лужи на дороге еще не успевают замерзнуть — их постоянно «раскатывают» колесами машин. Но за лужами, где остаются мокрые следы от шин, образуется наледь, порой, очень длинная. Это тоже довольно опасный участок, особенно, если наледь образовалась на повороте.

Ранней весной ситуация почти аналогичная. Днем на солнце снег и лед начинают таять – на дорогах появляются лужи. К ночи или к утру опять наступают заморозки и дорога снова превращается в каток. Подобных примеров можно привести множество, но всех их объединяет одно – на таких участках скользко.

Чем опасна скользкая дорога? Автомобиль контактирует с дорожным полотном через колеса, и ведет себя одинаково как на сухом асфальте, так и на скользкой дороге. Машину очень легко пустить в занос на абсолютно сухой дороге, но для этого придется как следует разогнаться.

А на скользком покрытии контакт колеса с дорогой потеряется при значительно меньшей скорости, чем на сухой дороге. Колеса начнут скользить, автомобиль будет уже двигаться по инерции и потеряет управление.

Главная задача водителя на скользкой дороге – не допускать скольжения колес. Это относится и к троганию с места, и к движению, и к торможению. Теперь о каждом из этих случаев немного подробнее.

Как трогаться с места на скользкой дороге

До начала трогания необходимо выровнять передние колеса автомобиля. Первый оборот ведущих колес должен произойти без пробуксовки или с очень маленькой пробуксовкой. Такое трогание «в натяг» достигается на минимальных устойчивых оборотах с обязательной задержкой педали сцепления в точке схватывания.

Если колеса пробуксовали, то это значит, что вы поторопились и тронуться по нормальному, скорее всего, не получится. Нужно будет выключить сцепление и повторить попытку заново.

При трогании необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. На заднеприводном автомобиле при первом импульсе (включении сцепления) загружаются задние колеса, затем происходит их разгрузка из-за реакции подвески. Этот момент чаще всего способствует пробуксовке. Поэтому, чем плавне отпускаем сцепление, тем лучше.

На автомобиле с передним приводом желательно делать двойной выжим сцепления. Первым включением сцепления разгружаются передние колеса, и автомобиль чуть качнется вперед, затем быстро еще раз выжимаем педаль и снова отпускаем до момента схватывания — теперь на них подается тяга как раз в тот момент, когда автомобиль уже качнулся, и автомобиль трогается.

Движение на скользкой дороге

Как только автомобиль наберет необходимую скорость, следует (по возможности), поддерживать ее постоянной. Для чего это нужно?

Если вы находитесь на относительно свободной дороге, то скорость незачем менять просто так. Чем меньше манипуляций за рулем делает водитель, тем стабильнее и безопаснее движение автомобиля. Безопаснее потому, что срыв колес в скольжение возможен только во время разгона или торможения. А если при этом еще резко качнуть руль, то уход с линии движения будет обеспечен.

Поэтому двигаться лучше всего с постоянной скоростью и не допускать резких движений рулем. Это правило относится к движению как на скользкой дороге, так и на обычной сухой.

Другое дело, если изменение скорости или направления движения требуют ПДД или дорожная обстановка. В таком случае нужно действовать очень внимательно и осторожно. Есть смысл заранее снизить скорость, приготовиться к маневру и выполнить поворот на ровном «газу».

Еще один нюанс при въезде на скользкий участок. Если, например, внезапно сухой участок дороги сменился ледяной коркой (в начале текста оговорен подобный случай при выезде из лужи), следует продолжать движение на той же скорости, как ни в чем не бывало. Торможение и руление в данном случае могут привести к скольжению колес.

А если в такой ситуации (на скользком участке) необходимо будет повернуть, то к повороту следует подготовиться заранее (целесообразно замедлить автомобиль и переключиться на пониженную передачу).

Как тормозить на скользкой дороге

Как тормозить на скользкой дороге? Главное правило при торможении на скользкой дороге — это не допустить блокировки колес и тем самым сохранить управляемость автомобиля.

Наиболее действенный способ на прямой линии — это импульсное торможение на включенной передаче. Если замедление автомобиля недостаточно, можно переключиться на низшую передачу и помочь торможению двигателем, но переключить передачу нужно так, чтобы этот процесс не вызвал рывок автомобиля.

Автоматическая коробка передач легко позволит переключиться без рывка, а на машине с механической КПП придется поработать сцеплением. «Отпускать» педаль сцепления необходимо очень плавно, задерживая ее в момент схватывания дисков.

Что касается экстренного торможения на скользкой дороге, то в этом случае возникает неоднозначная ситуация.

В реальных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания всех колес, одинаковых по качеству шин. Следовательно, на автомобилях без системы АБС почти всегда процесс торможения сопровождается рысканьем передних колес, скольжением задних, а при высокой интенсивности торможения (экстренном торможении) — сносом, заносом и вращением автомобиля.

Поэтому начинать тормозить нужно коротким импульсом, а затем постепенно увеличивать тормозное усилие. В момент растормаживания колес (когда педаль тормоза не нажата) необходимо рулем стабилизировать направление движения.

На автомобилях с системой АБС при экстренном торможении на скользкой дороге колеса не заблокируются, но сильно увеличится тормозной путь. Зато управляемость останется, и это позволит хоть как-то объехать препятствие.

Как тормозить в повороте на скользкой дороге

Как правильно тормозить на скользкой дороге в повороте? В идеале торможения в повороте лучше всего избегать. На дуге поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая в момент блокировки колес направит автомобиль по прямой (за пределы дороги или на соседнюю полосу).

Если автомобиль оборудован системой стабилизации курсовой устойчивости ESP, то совместно с АБС это поможет автомобилю сохранить траекторию поворота и замедлить движение. Но что, если ни АБС, ни ESP нет на автомобиле? Тогда возникает опасность скольжения колес с вытекающими последствиями.

Разумеется, ее величина будет зависеть от скорости автомобиля, особенности дороги и ее неровностей, а так же от мастерства водителя.

В повороте целесообразно только подтормаживать легким и постоянным нажатием на педаль тормоза. Но лучше вообще не тормозить. Безопаснее всего проходить скользкий поворот на постоянной скорости и с запасом мощности двигателя, т.е. на низшей передаче. Тогда, чтобы замедлить автомобиль, достаточно будет плавно сбросить «газ».

Вот такие неприятности таит при себе скользкая дорога. Это, пожалуй, необходимый минимум, который нужно знать для того, чтобы безопасно двигаться по любым дорогам — заснеженным, мокрым после дождя или в гололед. Любую ситуацию лучше всего предупредить, чем потом исправлять ее последствия.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 22.01.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Урок №29. Управление автомобилем на скользкой дороге

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Ну вот, дождались весны наконец-то, а дороги по-прежнему остаются скользкими и заснеженными. Сухие днем участки асфальта к ночи могут покрыться тонкой ледяной корочкой. Казалось бы, водители должны быть внимательнее на дороге, но происходит обратное. Для многих автомобилистов скользкие и заснеженные дороги стали привычными; у кого-то притупилось чувство опасности, кто-то почувствовал себя асом, кто-то надеется на свою интуицию…

Читайте также  Запчасти для японских грузовиков: как приобрести качественные детали и не переплатить?

Однако интуиция – «девушка» ненадежная: понадеетесь на нее, а она потом разведет руками и скажет:

– Что это мы наделали? Давай на эвакуаторе на СТО!

Зимой и в начале весны дороги в городских условиях изобилуют разнообразными неожиданностями, и водитель должен быть к ним готов. Участок льда может внезапно прерваться — и сразу начаться асфальт; с укатанного снега можно въехать в рыхлый снег, а под выпавшим снегом может оказаться лед… Но главная опасность — скользкая дорога!

При движении в условиях скользкой дороги резко повышаются требования к мастерству управления автомобилем. Сцепление колес с дорогой на скользких участках снижается в 4-8 раз. Одним из существенных недостатков многих водителей является отсутствие специальных навыков движения в гололед при наличии навыков движения по сухой дороге. Основное правило для безопасного движения на скользкой дороге – умеренная или даже малая скорость и принцип «никаких резких движений». Не тормозить резко, не поворачивать руль резко; не менять резко число оборотов двигателя!

При движении в условиях гололеда возникает легкое «рыскание» автомобиля от коротковременной потери сцепления колес с дорогой. При устойчивой потере сцепления колес с дорогой возникает занос или снос автомобиля.

Водители, владеющие навыками движения в гололед, не теряются при возникновении заноса или сноса. Они уверенно восстанавливают сцепление колес с дорогой, избегая юза – блокирования колес и скольжения заторможенных колес по скользкому участку.

Водители, слабо владеющие навыками управления автомобилем на скользкой дороге, при возникновении сноса или заноса часто теряются. Пытаясь снизить скорость, они резко тормозят, допускают возникновение юза заторможенными колесами и теряют управление автомобилем.

В связи с необходимостью исключить резкие разгоны, торможения и другие маневры резко осложняются условия взаимодействия участников дорожного движения.

Одной из причин аварийности является недостаточное профессиональное мастерство водителей. Это и не удивительно, потому что в программах их подготовки не предусмотрено практическое обучение действиям в критических ситуациях.

Несколько советов при трогании с места на скользкой дороге:

  • выровняйте передние колеса;
  • плавно нажимайте на педаль газа;
  • трогайтесь медленно;
  • если колеса стали буксовать, сбросьте газ.

Газуя, вы глубже зарываете колеса в лед. Лед растапливается, и между колесом и льдом образуется прослойка воды, а за воду не зацепишься – нет весел.

Если внезапно попали на гололед, главное – не теряйтесь, а запомните несколько советов:

  • будьте внимательны и сосредоточены на правильном управлении автомобилем;
  • забудьте про педали тормоза, сцепления и нейтральную передачу;
  • очень плавно сбрасывайте газ;
  • двигайтесь как можно медленнее, с постоянной скоростью, при которой вы не теряете чувство управления автомобилем
  • он должен быть вам послушен;
  • увеличьте дистанцию до впереди идущего автомобиля;
  • не вращайте рулевым колесом резко – автомобиль может занести;
  • рассчитывайте свои движения.

Помните, что самым опасным маневром на скользкой дороге всегда остается ТОРМОЖЕНИЕ.

Учитывайте еще один момент: во сколько раз уменьшается сцепление с дорогой, во столько раз увеличивается тормозной путь!

Рад встрече с вами на страницах журнала «Турбо» и на занятиях в Центре высшего водительского мастерства.

Как правильно ездить в гололед – 7 правил 2021 года от опытных водителей

Метель, снежная кашица и гололед на дорогах приводят в нервную дрожь даже опытных водителей, а автолюбители-новички часто в такую погоду пользуются общественным транспортом.

При обучении в автошколе инструкторы не могут научить езде по заснеженным дорогам. Водитель учится сам, попадая в нестандартные ситуации.

Опытные автомобилисты дают новичкам советы, как правильно водить автомобиль по гололеду.

Правильная дистанция – гарантия безопасности

Все знают, что длина тормозного пути на скользкой автостраде увеличивается в несколько раз, но не все хотят это помнить. Зимой, выезжая на дорогу, необходимо соблюдать дистанцию.

Расстояние до автомобиля, который движется впереди, должно быть в 2 раза больше, чем в летний период. Только при такой дистанции можно безопасно затормозить, не причинив вреда впереди остановившейся или движущейся машине.

Также нужно быть предельно внимательным и по отношениям к пешеходам, переходящим дорогу или идущим по обочине.

Умеренная скорость

Не следует по заснеженной дороге слишком сильно газовать. Трогаться лучше медленно и плавно.

На скользкой дороге не стоит передвигаться со скоростью больше 40-50 км/ч, потому что в другом случае существует высокий риск заноса или же машина становится неконтролируемой при торможении.

Трамвайные пути также необходимо переезжать медленно, чтобы не занесло машину.

Водители на авто с КПП в гололед держат ногу над тормозом, а не над педалью газа, как в летний период. В нестандартной ситуации нога инстинктивно опускается на педаль.

Как правильно тормозить?

Хуже гололеда может быть скользкий асфальт, присыпанный тонким слоем снега.

Шипованная резина предназначена для улучшения сцепки колес со льдом, но когда ледяная корка присыпана снегом, шипы неэффективны, потому что снег налипает на них и резина сильно скользит по асфальту.

Тормозить на такой трассе необходимо импульсивно, не допуская полной блокировки колес.

4-5 секундных нажатий на тормоз не дает срабатывать ABS, которая на ледяной корке увеличивает путь торможения машины в 2 раза.

Не следует резко давить на тормоз, чтобы избежать длительного скольжения по дороге.

Езда по колеям

На зимней дороге наибольшая проблема – это колея. Когда машина движется даже на небольшой скорости по колее, ее может занести.

В этих условиях водитель должен постоянно держать руки в напряжении, чтобы позволить автомобилю немного раскачиваться (уступающее руление), но контролировать скорость и положение руля.

Если на переднеприводном авто заносит заднюю часть, нужно прибавить скорость, а на заднеприводном – немного снизить, но не тормозить.

Как справиться, если машину занесло?

Очень сложно контролировать машину, которую начало крутить и уже заносить. Такие танцы машины на льду часто заканчиваются серьезными ДТП. Если авто начинает кружиться, необходимо поставить колеса ровно – это останавливает кружение.

При заносе руль держат прямо или проворачивают в сторону заноса и слегка тормозят. При торможении вес машины переместится на ее перед, и сцепление колес с асфальтом увеличивается, что поможет выровнять автомобиль.

Проезд перекрестков

Опытные водители рекомендуют придерживаться ПДД на перекрестке, но советуют не забывать о негласном правиле ДДД – «дай дорогу дураку».

Подъезжая к перекрестку, необходимо убедиться, что нет автомобиля, который намеревается успеть перед вами. В этом случае лучше подождать, чтобы он завершил маневр и только после этого продолжить движение.

Также не стоит пытаться проехать перекресток на желтый свет светофора, потому что с поперечной стороны, также найдется любитель быстрой езды, что неизбежно приведет к столкновению.

Контроль за другими участниками движения

На трассе не стоит думать только о себе – нужно контролировать движение на дороге, чтобы быть во всеоружии в нестандартной ситуации. На зимней дороге лучше не включать в салоне громкую музыку, а внимательно наблюдать и слушать звуки за окном – может кого-то заносит в вашу сторону.

Соблюдение правил вождения по скользкой и заснеженной трассе не только сохранит в целостности ваш автомобиль, но и здоровье и жизнь всех участников движения. Не пренебрегайте правилами безопасности в зимнее время.