Пескоструйный пистолет и ремонт автомобиля: особенности использования

Сообщества › Мир Реставрации (реставрационный ремонт) › Блог › Пескоструйная обработка автомобиля. 10 советов

Некоторые уже читали эту статью у меня в блоге и в сообществе «Кузовной ремонт», но т.к. пескоструй кузова практически напрямую связан с реставрацией авто — решил сюда тоже опубликовать.

После того как столкнулся с пескоструйной обработкой, решил написать небольшой отзыв, который основывается на моем опыте. Я не профи в данном вопросе, просто напишу с чем столкнулся лично я. Если есть гуру по данной теме, отпишитесь в комментариях, думаю многим будет полезно.
Перед тем, как я отдал авто на песок, я достаточно много прочитал про это. Многие не рекомендуют этого делать, т.к. снимается слой металла, песок потом сыпется до конца твоих дней и тд.

Конечно очистить кузов ручным способом менее вредно для железа, но я даже не представляю сколько надо потратить времени на то, чтобы вычистить все закаулочки и внутренние полости от краски (это еще ладно) и от ржи (в некоторые места тупо невозможно подлезть). Причем делать это корщеткой нельзя (почему см. яндекс), остается шкурка и химия, а потом все надо очистить, промыть и тд.

Короче я решил свой кузов песочить. Почему-то в голове нарисовалась картина, что я привезу кузов, там очистят и загрунтуют и через пару 3-4 дня я заберу готовый кузов в гараж. Как оказалось потом, данный процесс можно сравнить с хотьбой по лезвию ножа!)) Если что не так, то кузов зацветет сразу и везде – выход: опять песочить, но песочить два раза это самоубийство! Поэтому делать надо все четко, переделать возможности не будет.

В ходе поисков места где песочить выяснилось, что 90% пескоструйщиков работают с мостами, рамами грузовиков, кораблями и другими объектами, где толщина металла сантиметры! И про снятие минимального кол-во металла они не слышали. Берут песок покрупнее и вперед! (чем больше песок, тем быстрее идет работа). Про работу с плоскостями вообще молчу — при неграмотной работе их может повести волнами.

И еще учтите, что ВСЕМ пох** на твой кузов, на снятие слоя металла и на песок высыпающийся при грунтовании и на сроки хранения не загрунтованного кузова.

Пример:
Пятница.
Сергей кузов будет готов после пескоструя, но грунтовать будем в понедельник, выходные же.
А как же два простоя? Заржавеет?
Да нее… нормал все будет! =)

И ЕЩЕ важно! Все кто видит и ходит рядом, ВСЕ хотят потрогать отпесоченный кузов! ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ! Ржавеет уже через несколько часов. А если испачкали, то очистить тяжело, т.к. металл как шкурка и поры вычистить трудно. Грунт потом не ляжет и пойдет ржа.

В общем много еще чего можно понаписать, но не хочу долго никого грузить.

Итак советы при пескоструйке лично от меня основывающиеся на моем опыте:
1) Отдавать лучше в проверенное место по рекомендации.
2) Разговаривать лично с мастером и понимать его компетенцию в обработке ИМЕННО АВТОМОБИЛЬНОГО КУЗОВА. Он должен знать как, где и под каким углом, давлением и фракцией песка работать, чтобы наносить железу минимальный ущерб.
3) Смотрите прогноз погоды! Все работы проходят на улице. Никаких пасмурных дней и тд. Жара и сухо. При лучшем раскладе надо смотреть несколько дней подряд.
4) Рекомендуют закрывать резьбу болтами, чтобы ее не слизало песком. Я это сделал, но как оказалось ХОРОШИЙ мастер никогда ее не повредит.
5) Если вы все же закрыли резьбу болтами, то НЕ ЗАБУДЬТЕ выкрутить их перед грунтом. И необходимо тогда прочистить резьбу вручную.
6) Оставить все заглушки внутренних полостей, но ОБЯЗАТЕЛЬНО вытащить их и зачистить под ними вручную перед грунтом.
7) Использовать только качественные материалы, иначе вся работа пойдет насмарку.
8) Кузов отдавать в ПОЛНОСТЬЮ готовом виде для обработки. Никто мастику не отдерет (если это не оговорено) Если отдирают, то обязательно проверьте, как это сделали. Лишний кронштейн никто не будет откручивать.
9) Песок можно удалить из кузова только с помощью пылесоса и компрессора, иначе вы будете его гонять по кругу (проверенно).
10) ЛИЧНО ПРИСУТСТВОВАТЬ и ВСЕ ПРОВЕРЯТЬ иначе точно накосячат. Мастерам пофиг на вашу резьбу, заглушки, оставшийся песок, не открученные петли и тд.

После песка кузов надо обработать первичным грунтом. Это или кислотный или эпоксидный. ИЗУЧИТЕ ЭТОТ ВОПРОС ИНТЕРНЕТЕ КАК СЛЕДУЕТ! И выберите тот, который вам нужен! Как выяснилось, многие думают, что кислотный грунт удаляет ржавничу – это не так! Некоторые советуют на кислотный класть эпоксидный – ОБЯЗАТЕЛЬНО узнайте можно ли это делать у производителя ваших материалов. Только узнавайте НЕ у продавцов, а у представителей компании. А то, как мне продавец пытался всучить кислотник под DP40, что по технологии запрещено – он просто слезет.

Лично для себя понял, что все надо делать самому или хотя бы контролировать каждый шаг!

В идеале наверное делать частями. Отпесочил моторный отсек, протравил (если надо), очистил и тут же загрунтовал. И так далее кусками. Тогда металл будет находится минимум на открытом воздухе. Это дольше, но качество точно лучше. И хорошо все это делать со снятыми мостами на кантователе, чтобы потом не пришлось дочищать вручную места крепления к кузову.

Обрабатываем машину песком

Пескоструйная обработка – холодный способ шлифовки металлических, стеклянных и каменных поверхностей. Под высоким давлением кварцевый или речной песок незначительно повреждает покрытие, тем самым удаляя нагар, коррозию, остатки нефтепродуктов, старую краску. Абразивная обработка служит и для полировки металла и устранения заусениц. Различают пескоструйную и дробеструйную обработку.
пескоструйная обработка металла

Дробеструйная обработка металла – эффективный способ очистки поверхности от окалины, ржавчины, старого покрытия, для придания матовости и шероховатости металла.

Отличие данного абразива от пескоструйной обработки заключается в использовании сферических стеклянных или металлических частиц с высокой кинетической энергией. Дробеструйка хорошо обезжиривает поверхность и придает нужную структуру.

Особенности пескоструйной обработки

Обработка песком возможна на любой поверхности. Чаще всего эту процедуру применяют для ремонта автомобилей. Каковы преимущественные особенности пескоструйки?

  • качественная очистка автомобиля;
  • подготовка изделия для покрасочных работ;
  • более быстрый вариант удаления ржавчины и затвердевшей грязи;
  • очистка сооружений от копоти и известковых налетов;

Пескоструйная шлифовка используется для подготовки автомобильного кузова, рамы, дисков и защиты картера. У каждого абразивного аппарата есть сменные сопла, отличающиеся размерами и формой:

  • Канал Вентури имеет более широкое сопло, тем самым ускоряя продвижение состава наружу. Такое устройство применяется для очистки больших площадей.
  • Прямой ствол используется на малых поверхностях, локальных шлифовках.

Благодаря пескоструйке можно очистить любую поверхность:

  1. металл;
  2. бетон;
  3. пластик;
  4. стекло.

Автоматический режим установки аппарата отличается по трем типам:

  • способ подачи абразивного состава: водой или воздухом;
  • вид применяемого очистительного абразива;
  • дополнительные функции, включающие обязательную предосторожность во время рабочего процесса.

Важно обезопасить себя при пескоструйной обработке, в частности, предусмотреть невозможность образования искр. Эта функция актуальна при работе со взрывоопасными материалами. Желательно снять с конструкции те детали, которые не будут подвергаться шлифовке, либо тщательно защитить необрабатываемую область.

обработанный кузов

Во время отделки небольших деталей их помещают в специальные пескоструйные камеры, в которых осуществляется автоматическая подача абразива. Дробеструйная обработка применяется чаще для крупных твердых элементов точно так же в защищенных камерах. В обоих случаях мастер, проводящий шлифовку, в обязательном порядке надевает спецодежду.

Пескоструйной обработкой можно придать прозрачному стеклу приятную матовость и создать оригинальные дизайнерские рисунки.

Принцип работы пескоструйного аппарата

«В абразивном аппарате частицы песка двигаются под высоким давлением сжатого воздуха. Эффективная очистка будет лишь в том случае, если используемое устройство и материал будут высокого качества».

Каждый элемент выполняет свои задачи, и от этого зависит общий результат всего процесса. Технология абразивной очистки подразумевает бомбардировку твердых частиц металлической конструкции. После продолжительной атаки поверхность изделия становится более прочной и удобной для дальнейшей покраски.

Читайте также  Эконом такси: доступная альтернатива общественному транспорту

При пескоструйной обработке важно установить оптимальный параметр шероховатости поверхности. Обычно на упаковках автомобильных красок отмечено, каков должен быть показатель профиля для наилучшего нанесения и сцепления красящего состава.

Очистка песком актуальна и при создании матрицы из стеклопластика. С основного материала песок снимает верхний гелиевый слой и таким образом делает видимыми пузырьки воздуха, которых при покраске не должно быть.

Пескоструйная обработка металла может быть смягчена использованием другого щадящего абразива, например, пластика или крахмала. Для этого применяется и иное оборудование, имеющее низкое давление.

Такой способ очистки не может повредить структуру конструкции. Этот же вариант актуален и тем, что не образует опасных химических отходов, которые необходимо утилизировать строго по инструкции.

Технология пескоструйной и дробеструйной обработки постоянно совершенствуется. В промышленности часто используют различные абразивные составы, которые эффективно и щадяще шлифуют металлическую поверхность.

пескоструй

Чаще всего пескоструйку применяют перед порошковой покраской – новым и качественным способом обработки автомобилей. Для данного вида покраски поверхность должна быть ровной, но идеальной гладкости можно не добиваться.

Области применения

Еще недавно пескоструйный аппарат использовался исключительно в промышленности для обработки крупногабаритных конструкций. Но благодаря модернизации устройства стало возможно применять аппараты в других целях, например, пескоструйная обработка автомобиля и отдельных его элементов.

Технические возможности

В пескоструйной шлифовке используются современные технологии:

  1. очистка с водяным напором, в котором содержится абразив;
  2. очистка водой (есть возможность устанавливать оптимальное давление до 7500 бар);
  3. очистка с использованием сухого льда;
  4. очистка абразивом, разгоняющимся потоком воздуха (максимально 300 м/с).

Рекомендуется подвергать пескоструйной очистке все лакокрасочные изделия перед тем, как приступить к их покраске. Обработка устраняет все загрязнения и придает легкую шероховатость, за счет которой краска хорошо крепится к поверхности. При данной шлифовке стойкость покрытия увеличивается в несколько раз, что значительно экономит средства на эксплуатацию транспорта.

Пескоструйная обработка кузова автомобиля

Кузов автомобиля больше всего подвержен ржавчине и воздействию различных веществ. Особенно страдает днище машины , на которой чаще всего образуется окислении металла и дальнейшее разъедание поверхности.

Если вовремя не устранить ржавчину, металл на ее месте начнет разрушаться и оставлять за собой отверстия. Починить их можно, но на это уходит время и немалые деньги. Пескоструйная обработка днища автомобиля позволяет укрепить металл и защитить его от дальнейшего образования коррозии:

  • автоматическая пескоструйная очистка днища и кузова авто проходит быстрее и качественнее;
  • лучше всего использовать специальный пистолет, в том числе и в домашних условиях;
  • помимо речного песка можно «заряжать» пистолет и другими материалами: пластиком, электрокорундом и т.д.

Шлифовка дисков автомобиля

Изношенные диски машины становятся непригодными из-за образования ржавчины и грязи. Поскольку диски практически всегда подвергаются воздействию влаги и солей (особенно в зимнее время года), они быстро изнашиваются.

Если нет колпаков, то заметные проржавевшие диски портят внешний вид автомобиля. Чтобы избежать этих неприятных последствий и улучшить эксплуатационные характеристики автомобильных дисков, необходимо провести пескоструйную обработку. Этот способ гораздо экономичней, нежели полная замена дисков.

Все о пескоструйных пистолетах

  1. Устройство и принцип работы
  2. Сферы применения
  3. Виды
    • По способу выброса смеси
    • По варианту подачи абразива
  4. Обзор лучших моделей
    • Sturm AU-1720-03
    • Fubag SBG 142/3.5
    • Matrix 57326
    • Metabo SSP 1000
  5. Как выбрать?
  6. Как пользоваться?

Для очищения загрязненных поверхностей могут применяться разнообразные методики, одной из самых популярных из них является пескоструйная. Для того чтобы осуществлять пескоструйную обработку, которая представляет собой очистку посредством песка, как следует из названия, необходимо применять специально предназначенное устройство, а именно: пескоструйный пистолет. Подобный агрегат не только очищает поверхность, на которую воздействует, но также и шлифует ее. Сегодня в нашей статье мы подробно рассмотрим все отличительные черты и уникальные характеристики пескоструйных устройств.

Устройство и принцип работы

Для начала стоит разобраться с тем, что из себя представляет пистолет для пескоструйного аппарата, или пескоструй. Так, это насадка для компрессора, которая чаще всего используется для очищения кузовных поверхностей автомашин от серьезных загрязнений и лакокрасочного покрытия.

Если говорить о внешнем виде пистолета, то следует сказать о том, что он похож на пистолет для продува или покраски. Однако при этом существуют и существенные различия.

В конструкцию механизма входят несколько обязательных элементов:

  • внешний металлический корпус, имеющий форму пистолета, откуда и пошло название агрегата;
  • шланг для подачи песка к пистолету;
  • сопло, которое представляет собой отверстие, откуда песок выходит под большим давлением, чаще всего оно является керамическим;
  • рукоятка – используется для удержания корпуса агрегата и часто оснащена курком, который необходим для включения подачи пескоструя;
  • винты для регулировки, корректировки и настройки параметров аппарата.

Если попытаться классифицировать приведенные выше элементы устройства, то можно сделать вывод о том, что ключевым и важнейшим является именно сопло, которое в обязательном порядке должно изготавливаться из высококачественных и прочных материалов, благодаря чему значительно увеличивается срок службы агрегата.

Прежде чем приобрести и применять пескоструйный пистолет, нужно внимательно изучить не только его конструкцию и устройство, но и технологию работы. Рассмотрим подробнее, как функционирует пескоструйный пистолет от компрессора.

  • Пистолет обеъдиняется с компрессором посредством специально предназначенного шланга и приемного штуцера.
  • Когда воздух проникает в специализированную камеру, пользователь имеет возможность регулировать и корректировать показатели его давления.
  • После этого воздух перемещается в сторону сопла по специальному каналу.
  • В то время, когда воздух проходит по каналу, устройство засасывает песок и абразив из специальной емкости, в которой находятся данные материалы. Этот процесс осуществляется благодаря разнице давления. При этом следует иметь в виду, что пользователь может регулировать количество всасываемого воздухом песка – для этого в конструкцию агрегата обычно входит специально предназначенный винт.
  • Через сопло подается воздух и песок с абразивными частицами, благодаря которому и происходит непосредственная обработка.

Можно сделать вывод о том, что технология функционирования пескоструйного пистолета схожа с технологией работы пульверизатора. Очень часто в ходе осуществления работ (например, лакокрасочной направленности) оба эти агрегата используются одновременно.

Сферы применения

На сегодняшний день существует большое количество областей использования пескоструйных пистолетов. Так, обработка поверхностей посредством песка актуальна в следующих случаях:

  • устранение ржавчины и остатков краски перед нанесением различных защитных покрытий на поверхность (например, антикоррозионных составов);
  • шлифовка деталей и изделий из дерева, камня, пластмассы, керамики, металла и других материалов (это необходимо для того, чтобы впоследствии нанести дальнейшее покрытие на ту или иную поверхность);
  • нанесение надписей и рисунков на поверхности разного типа;
  • матирование стекла (для нанесения на него узоров, также процедура используется для производства посуды);
  • реставрация разнообразных предметов;
  • обезжиривание изделий перед тем, как покрывать их лаком или краской;
  • обработка стен для придания им особой шероховатости;
  • создание так называемого эффекта «состаривания» (актуально в процессе обработки мебели и декоративных предметов интерьера: например, шкатулок или рамок);
  • шлифовка автомобильных деталей.

Это, конечно, далеко не все сферы использования подобного оборудования. Тем не менее в некоторых случаях пескоструйные аппараты являются просто незаменимыми устройствами.

Особенности выбора пескоструйного пистолета для компрессора

Зачистку металлических поверхностей можно проводить разными способами. Самый трудоёмкий — использование ручных инструментов. Чтобы снизить количество усилий, затрачиваемых на очистку, увеличить производительность, качество готовой поверхности, можно воспользоваться пескоструем. Для облегчения рабочего процесса на оборудование нужно установить дополнительный аксессуар — пескоструйный пистолет для компрессора.

Пескоструйный пистолет для компрессора

Конструктивные особенности

Пескоструйная насадка на выходящий шланг позволяет мастеру регулировать подачу абразива на рабочую поверхность, направлять его на нужные места. Чтобы понять, как работает пистолет для пескоструя, нужно разобраться с его конструктивными особенностями. Устройство состоит из нескольких элементов:

  1. Канал, по которому проходит абразивный материал под действием давления воздуха.
  2. Сопло, через которое абразивные частицы будут вылетать из устройства, ударяясь об обрабатываемый материал.
  3. Рукоять с выключателем. Может изготавливаться из пластика, металла, покрываться слоем резины для лучшего удержания в руке.
  4. Регуляторы подачи воздуха, абразива.

Самым главным элементом этой конструкции является сопло. Важно внимательно относится к материалу, использованному для изготовления сопла. Если это тонкий металл, пластик, насадка разлетится от ударов абразива спустя непродолжительное время эксплуатации. Лучшими считаются сопла, изготовленные из вольфрама или керамики.

Принцип работы

Изначально нужно поговорить об аппаратах для выполнения пескоструйной обработки. Они состоят их компрессора, который нагнетает давление воздуха, ёмкости для смешивания абразива с воздушным потоком, соединительных шлангов. Принцип работы пескосруя прост:

  1. Мастер запускает компрессор. Дожидается повышения давления до определенного уровня и открывает клапан.
  2. Воздушный поток смешивается с абразивными частицами.
  3. Мастер открывает клапан на подающем шланге, через которые рабочая смесь с огромной скоростью выходит наружу.
Читайте также  Чем климат-контроль отличается от кондиционера

Принцип работы устройств с пескоструйным пистолетом отличается от моделей, которые не комплектуются им. Основные отличия:

  1. Дополнительный элемент позволяет точно контролировать подачу воздуха и абразива.
  2. Даёт возможность обрабатывать материал точечно или выполнять масштабную зачистку.

Агрегатом удобно выполнять декоративную полировку металлических поверхностей. Можно придать ей шероховатую структуру, матировать.

Виды пистолетов для пескоструев

Существует два вида пистолетов для пескоструйного аппарата. Каждый из них имеет определённые особенности, которые нужно учитывать при эксплуатации. Технические характеристики так же различаются:

  1. Конструкция с бачком. Емкость заполняется абразивом или краской. Через подающий шланг поступает поток воздуха, которые выносит рабочую смесь наружу. Наиболее часто используется в автосервисах для очистки корпусов автомобилей от ржавчины, окалин, грязи. Не предназначены для масштабной зачистки из-за малого объёма бачка.
  2. Конструкция без бачка, с шлангом. Взвесь абразива с потоком воздуха смешивается в отдельной ёмкости, поступает через пистолет к соплу. Подходит для зачистки больших заготовок. Можно подключить ёмкость любого размера.

Проще работать конструкцией без бачка, так как она меньше весит. Пневматический профессиональный пистолет удобно ложится в руку, комплектуется качественным соплом.

Пескоструйный пистолет для компрессора без бочка

Достоинства и недостатки

Пистолет для пескоструя имеет ряд сильный и слабых сторон. Преимущества:

  1. Возможность проводить очистку различных поверхностей.
  2. Помимо очистки, можно делать необычную декоративную структуру материала.
  3. Благодаря небольшому размеру удобно работать в труднодоступных местах.
  4. Простая конструкция позволяет собрать её самостоятельно после изучения готового чертежа.
  5. Широкий ассортимент выбора в строительных магазинах.
  6. Повышение производительности технологического процесса, экономия времени.
  1. Малый срок эксплуатации. Большие абразивные частицы быстро выводят из строя элементы конструкции агрегата.
  2. Высокий уровень шума, издаваемый при очистке заготовок.
  3. Чтобы аппарат прослужил дольше, нужно устанавливать дорогие сопла.

После каждой очистки необходимо сметать, оседающую на оборудовании, пыль.

Как выбрать нужную модель?

Прежде чем покупать пескоструйные аппараты необходимо ознакомиться с рядом факторов, которые влияют на производительность оборудования:

  1. Устройства для пескоструйной обработки должны комплектоваться шлангами с толстыми стенками, чтобы выдерживать длительное воздействие абразива, давления.
  2. От размера отверстия на сопле зависит скорость подачи абразива.
  3. Не рекомендуется покупать модели с пластиковыми деталями, поскольку они быстро выйдут из строя.
  4. Нужно оценить ручку перед покупкой, чтобы было удобно работать в дальнейшем.

Если нужна модель для дома, гаража, мастерской, нужно купить агрегат с ёмкостью для абразива.

Рекомендации по самостоятельному изготовлению пескоструйного пистолета

Пистолет для пескоструйной обработки можно не покупать, а изготовить самостоятельно. Самодельные модели дешевле чем покупные, однако они менее долговечны. При самостоятельном изготовлении лучше создавать конструкции с бачками для абразива. Процесс создания самодельного агрегата для зачистки металлических поверхностей:

  1. Приобрести пистолет для компрессора, с помощью которого происходит подача потока сжатого воздуха.
  2. Закрепить на наконечнике конструкции штуцер, чтобы можно было подключить бутылку, которая будет заполнена абразивным материалом.
  3. На окончании штуцера закрепить сопло из высокопрочного металла.

Вместо готового пистолета для компрессоров можно купить водопроводный тройник. Для него дополнительно понадобится штуцер, закрепляемый на устройстве, нагнетающим поток воздуха.

Компрессор для самодельного устройства

Техника пескоструйной обработки

Пескоструи применяются в различных направлениях промышленности. С помощью устройств можно выполнять следующие операции:

  1. Нанесение надписей на металл, дерево, пластик.
  2. Очистка металлических поверхностей от грязи, окалин, ржавчины.
  3. Матирование стекла.
  4. Зачистка стен для придания их поверхности шершавости.
  5. Очистка деталей автомобилей, промышленного оборудования, металлоконструкций.

Чтобы по-разному обрабатывать рабочие поверхности, нужно подобрать подходящий абразивный материал:

  1. Кварцевым песком эффективно счищать грязь, декоративные покрытия, ржавчину.
  2. Стальной дробью изменяют структуру поверхностей заготовок.
  3. Корунд считается дорогим универсальным материалом. Он применяется для разных задач.

Работая с пескосруями, необходимо придерживаться ряда правил:

  1. Проверять надёжность соединения шлангов подачи воздуха, абразива перед включением компрессора. Нельзя допускать потери давления.
  2. Проверять целостность шлангов, сопла, пистолета, емкости для песка.
  3. Заполнять абразив перед каждым включением.
  4. Не допускать перегрева компрессора. Давать оборудованию отдохнуть.

Нельзя забывать про использование защитной экипировки. Мелкая пыль попадая в организм может вызвать ряд неизлечимых болезней.

Пистолеты для пескоструйных аппаратов облегчают работу мастеру, делают её удобнее, производительнее, качественнее. Дополнительный агрегат позволяет регулировать подачу воздуха, рабочей смеси, чтобы быстрее очищать детали. Если нет возможности купить устройство, можно собрать его самостоятельно.

Песком по ржавчине: что такое пескоструйная обработка и как её проводить

К сожалению, большинство автомобилей имеют один общий недостаток: почти все они неизбежно ржавеют. Какие-то быстрее, какие-то медленнее, но практически поголовно все они в один прекрасный день могут стать решетом, дуршлагом, ситом. И автолюбители, особенно владельцы янгтаймеров, готовы вывернуться наизнанку (или хотя бы вывернуть наизнанку карманы), лишь бы их ненаглядный автомобиль не рассыпался в труху. И вот тут многие из них на определённом этапе работы над кузовом вспоминают про пескоструйную обработку. Кто-то, конечно же, слышал про этот метод очистки металлических изделий. Но мы пошли дальше: вооружились теоретическими знаниями, мешками песка, запасом нездорового оптимизма, старым Саабом и отправились пескоструить арки.

«Песчинка обретает силу пули…»

В чём принцип пескоструйной обработки? Если коротко, то из специального аппарата песок выдувается сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищает её от краски, ржавчины, шпатлёвки и всего прочего, что может закрывать чистый металл от нашего взгляда. Поэтому для работы просто необходим пескоструйный аппарат.

Вообще, название «пескоструйный» не совсем корректное. В качестве абразивного материала не всегда используется песок. Но об этом мы ещё поговорим, а сейчас – пару слов об аппаратах.

Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. Вторые, как правило, используют для выполнения большого объёма работ – например, зачистки корпуса корабля. Поэтому более пристально изучим только первый тип, с которым нам и предстоит работать.

Сжатый воздух выполняет тут сразу две задачи. Первая вполне очевидна: с огромной скоростью поливать песком обрабатываемую поверхность. Вторая задача – поднимать песок из контейнера. По похожему принципу (он называется эффект Вентури) работают пульверизаторы. К недостаткам эжекторного аппарата относится не слишком большая мощность: в час можно обработать не более трёх квадратных метров. Но для зачистки кузовных элементов её вполне хватает, тем более что у этих аппаратов есть и два несомненных преимущества. Во-первых, им не требуется много сжатого воздуха, он расходуется весьма экономно. А во-вторых, аппараты эжекторного типа позволяют работать очень точно, обрабатывая лишь те участки, которые этого требуют. Разумеется, и абразивного материала им нужно немного – хотя тут всё зависит от площади обрабатываемой поверхности.

Ну, и последнее: сравнительно лёгкую установку гораздо проще таскать с собой в случае, если вдруг у владельца чудесного аппарата появляется «халтура на стороне». Поэтому чаще всего в гаражах встречаются именно такие эжекторные аппараты – не слишком мощные, но лёгкие и компактные. И при этом всё же способные разогнать частицы абразивного материала до минимальной скорости в 300 км/ч.

Кстати, пришло время разбираться в абразиве: почему настоящим песком почти никто не пользуется, но все равно называют его песком?

Пошёл и накопал

Ещё лет 60 назад основным абразивом был обычный кварцевый песок. Чаще всего применяли речной или карьерный, который необходимо как минимум просеять, а лучше – ещё и промыть. Впрочем, некоторые любители попескоструить у себя в гараже не сильно заморачиваются с поиском и подготовкой песка. Некоторые счастливчики, живущие недалеко от песчаных карьеров или морских побережий, просто тащат этот природный материал к себе вёдрами, после чего употребляют его в дело. Правда, обычно всё же просеивают. Некоторые вопросы возникают именно к морскому песку с пляжей: он содержит соль, что не слишком-то хорошо для кузова автомобиля. Но, как говорят адепты бесплатного пляжного песка, ничего плохого такой абразив не делает, и больше ржавчины на машинах от него не появляется.

Читайте также  Настройка зажигания ваз-2109

Долгое время именно кварцевый песок и оставался единственным абразивом. Несмотря на одну особенность – очень низкую стоимость – песок имеет и серьёзные недостатки. Во-первых, он всё же не очень твёрдый. При встрече с металлом на высокой скорости он просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии. А во-вторых, песок может стать причиной силикоза – смертельно опасной болезни лёгких. Именно по этой причине в некоторых странах он запрещён для использования в качестве абразивного материала. К сожалению, наши люди не боятся ничего, поэтому и по сей день песок используют достаточно часто.

Материалы значительно дороже песка, но гораздо безопаснее и эффективнее – это никельшлак и купершлак: отходы, образующиеся при производстве никеля и меди соответственно. На данный момент это самый распространённый материал – мы сегодня будем работать как раз с купершлаком. Менее популярные материалы – электрокорунд, стальная и чугунная дроби.

Опытные мастера знают, что неправильный выбор абразива может либо испортить обрабатываемую поверхность, либо не удалить с неё всё, что задумывалось.

Поэтому неопытные пескоструйщики вполне могут, например, загубить литой диск слишком твёрдым или крупным абразивом – такое, к сожалению, бывает. Некоторые умельцы для тонкой очистки используют обычную соду: расход получается большим, но что-то повредить ей сложно.

В любом случае, одним из главных требований к абразивному материалу остаётся одно: он должен быть сухим. Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?

Бывает, что клиент после пескоструйной обработки высказывает претензии: отдавал я вам машину, а забрал решето. Тут ситуация обычно классическая, описанная фразеологизмом «поздно пить «Боржоми»»: скорее всего, деталь попала на пескоструйку слишком поздно. Или её уже окончательно сожрала ржавчина, или ржавчина сожрала её ещё раньше, но деталь покрывала тонна шпатлёвки и краски.

Мы же как раз и не хотим ждать этой «терминальной стадии», поэтому едем обрабатывать арки Сааба вовремя. Во всяком случае, думаем, что вовремя. Надеемся на это.

Во все стороны

Итак, подъезжаем к месту проведения работ. Смотрим на небо: солнышко – наш союзник, ведь голый металл негоже оставлять таким надолго, нужно сразу же закрыть его хотя бы грунтовкой, а в дождь это делать неудобно.

Так как нам нужно работать в районе колёс, их придётся снять: пескоструить покрышки мы не собираемся. Поднимаем сразу всю сторону и закрепляем ее: надолго оставлять машину на домкратах будет слишком беспечно, для надёжной фиксации нужно использовать подставки. Поэтому на них мы и устраиваем отдыхать наш Сааб. А вот теперь придётся немного отвлечься от основной темы повествования в сторону автомобиля.

Внимательный читатель уже заметил, что на арках нет ржавчины – вместо неё мы видим грунтовку. Да, всё так и есть: над машиной уже поработал не слишком рукастый специалист. Теперь нам надо открыть швы (в крыльях есть вваренные фрагменты) и те места, которые вообще не были затронуты предыдущими мастерами, но в которых есть дефекты. Для этого надо будет снять слой краски, шпатлёвки, грунтовки – в общем, всего, что успели нанести на металл. Судьба этого Сааба слишком сложна, чтобы рассказывать здесь о непрерывном процессе его восстановления, поэтому ограничусь лишь той информацией, которую привёл выше: чистим то, что уже и варили, и пытались чистить.

Сначала берём маркер и наносим разметку. Наш аппарат позволяет работать аккуратно, не удаляя ЛКП там, где оно нам ещё пригодится.

Теперь можно… отойти подальше в сторону. Работать будет мастер, а мы станем наблюдать.

Почему мы ушли подальше от машины? Просто потому, что наш купершлак летит во все стороны, а попадать под его очищающие воздействия желания нет никакого. Поэтому специалист, работающий с аппаратом, обязательно пользуется защитной одеждой. Но какой бы она ни была, полностью закрыться от песка не получится, поэтому вытряхивать его из всевозможных полостей приходится потом ещё долго.

Сантиметр за сантиметром обнажается крыло Сааба. Становятся видны и металл, и сварочные швы. Вылетевший из пескоструя купершлак тем временем медленно покрывает всё, что не укрыто. Но это не страшно – можно потом сдуть тем же компрессором. Гораздо внимательнее стоит следить за тем, чтобы абразив не слишком щедро засыпал салон: как и в случае с одеждой, выгребать его из всех складок обивки и сидений – очень малорадостное и скучное занятие.

Наконец, запланированная зона очищена. Теперь дело за малым: покрыть её грунтовкой. Тут каждый «предохраняется от ржи» по-своему: кто-то использует обычную грунтовку из аэрозольного баллончика, кто-то предпочитает эпоксидную грунтовку, кто-то делает целые химические «бутерброды». Ведь по большому счёту, пескоструйка – лишь первый шаг на длинном тернистом пути ремонта кузова, поэтому о том, что происходит после этого процесса, нужно говорить отдельно. Мы же пока отряхиваемся от абразива и радуемся, что этот первый шаг сделан.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

«Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. » Миша Баландин в очередной раз затупил. В пескоструйных аппаратах которые по своей некомпетентности Миша назвал «пневматические» воздух в ёмкость с песком подаётся отнюдь не для выдувания песка из оной, а для того чтоб песок МЕНЬШЕ СЛЁЖИВАЛСЯ, т.е. подавался равномерно. А вообще пескоструйные аппараты НЕ ДЕЛЯТСЯ на пневматические и эжекторные, пескоструйнве аппараты делятся только по классу производительности, сиречь по расходу воздуха и абразива. Если для маленького аппарата достаточно давления воздуха 4-6 кг/см2 и ресивера объёмом 30-50 литров, то для мощного давление уже нужно 7-8 кг/см2 и ресивер минимум на 200 литров.
Опять же Мишин прокол в том что фото аппарата приведено не полностью и показана на фото только ВОЗДУШНАЯ часть т.е. показана исключительно часть аппарата где исключительно ПОДАЧА воздуха в аппарат. А вот выход смеси абразива с воздухом Миша показать почему-то «забыл». «При встрече с металлом на высокой скорости он (песок) просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии.» Да вот прям, на кораблях ржавчина и по богаче и потвёрже однако самым обычным речным песком металл зачищается добела. «Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?» Про скорость вылетающего из сопла абразива это вообще нечто. Мише следовало бы знать что скорость потока определяется ДИАМЕТРОМ сопла, а расход абразива как раз определяется давлением воздуха, подаваемого в аппарат. Что же касаемо порчи имущества неопытным мастером, то тут всё зависит от времени обработки конкретной точки, чем дольше тем больше шансов испортить. А чтоб не портить имущество, нужно для очистки от ржавчины использовать водоструйные установки типа VOMA которые на выходе из форсунки дают давление в от 2-х до 6-ти тыс кг/см2. Вода смывает ржавчину до чистого металла и при это не повреждает послдений.