Оптимизация расходов транспортной компании

Оптимизация затрат для логистики грузоперевозок

Суть оптимизации в том, чтобы при неизменной сумме расходов получать более эффективный результат. Как это сделать в современных Российских экономических реалиях?

При расчете стоимости грузоперевозок учитывается множество факторов: расходы на топливо, амортизация автотранспорта, затраты на страхование автомобиля, зарплата водителю, страхование груза и так далее. Чтобы компания-перевозчик могла предложить заказчику лучшее обслуживание по доступной цене, требуется постоянная оптимизация транспортных процессов и затрат на логистику. В результате оптимизации в подсистемы логистики внедряются улучшения, которые приводят к снижению расходов и повышению безопасности качества грузоперевозок.

Оптимизация затрат на логистику не означает, что организатор грузоперевозок будет тратить меньше средств на обслуживание процесса, зарплату водителей, сервис автотранспорта. Суть оптимизации в том, чтобы при неизменной сумме расходов получать более эффективный результат. Выражаясь языком физики, оптимизация приводит к повышению коэффициента полезного действия системы грузоперевозок. При этом основная цель процессов оптимизации — обеспечение более конкурентоспособного и выгодного предложения, чтобы сохранить и приумножить число лояльных клиентов. Демпинг в условиях современного рынка не приводит к росту прибыли. Напротив, занижение цены вредит перевозчику и клиенту в равной степени. Дальновидные участники рынка умеют использовать инструменты оптимизации на пользу клиентам и собственной репутации.

Экономические предпосылки для процессов оптимизации

Основным трендом абсолютно всех экономических прогнозов на 2019 год было снижение темпов роста. Причин для пессимизма в этом случае предостаточно:

  • Рост налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.
  • Россияне стали позже выходить на пенсию — многие в 2019 году так и не стали пенсионерами.
  • Новые тарифы на полис ОСАГО.
  • Прогнозируемый рост инфляции.
  • Снижение уровня ВВП.

Вкратце перечисленные причины надвигающегося экономического спада можно обозначить так: покупательная способность денег падает, цены растут, а зарплаты остаются на прежнем уровне. Рядовым гражданам в условиях постоянной инфляции приходится пересматривать свои статьи расходов, и урезать все лишнее. Транспортным компаниям нужно делать то же самое. В противном случае бизнес перестает быть прибыльным, либо приходится повышать стоимость услуг. И то и другое приводит к оттоку клиентов. Оптимизация транспортной логистики позволяет удержать стабильные позиции на рынке без потери качества оказываемых услуг и без ущерба для клиентской базы.

Отдельно следует сказать о влиянии на логистические расходы повышения НДС до 20%. Налог на социально значимые группы товаров остается на уровне 10%. Тем не менее, повышение НДС для остальных групп товаров скажется и на стоимости товаров для детей, медикаментов и прочей льготной продукции. Налог на добавленную стоимость косвенно влияет на цены абсолютно всех товаров, производимых и реализуемых в стране. Например, на медицинском производстве используется сырье, цены на которое выросли в связи с повышением НДС. Автотранспорт, используемый для доставки медикаментов, ездит на топливе, которое подорожало с ростом НДС. В итоге изменение этого ключевого налога всего на 2% влечет рост цен по всем фронтам, от топлива и сырья до коммунальных услуг. Расходы на грузоперевозки вследствие роста НДС также закономерно увеличиваются.

Есть и другие экономические нововведения, которые в 2019 году ударят по отрасли грузоперевозок:

  1. Ранее владельцы грузового транспорта весом свыше 12 тонн могли уменьшить сумму отчисляемого государству транспортного налога на количество отчислений о системе «Платон». С 1 января корректировка транспортного налога в пользу собственников грузовых ТС не осуществляется. Расходы по отчислениям в «Платон» в полном объеме ложатся на плечи перевозчиков.
  2. С 1 сентября 2019 года увеличился налог на добычу полезных ископаемых. Каждая тонна угля, нефти и прочих ископаемых будет отныне стоить на 113 рублей дороже, чем прежде. Для сферы грузоперевозок это означает дополнительный рост цен на топливо.
  3. Рост акцизов на топливо, в том числе на бензин пятого класса в полтора раза. Повышение цен не коснулось бензина, который не соответствует классу, керосина и моторных масел.

Очевидно, что в 2019 году отрасль грузоперевозок переживает не самые радужные времена. С другой стороны, под натиском трудностей выживают сильнейшие. Оптимизация управления логистикой — один из ключевых инструментов, которые помогут компаниям выстоять и окрепнуть в период экономического спада.

«Серая» оптимизация

Иногда в поисках решения по оптимизации расходов участники рынка впадают в крайности, которых лучше избегать. Яркий пример оптимизации расходов за счет потери качества товара — увеличение доли пальмового масла в продуктах питания, которые выпускают российские производители. Чтобы инфляция не привела к взлету цен на еду, некоторые производители пошли на компромисс с совестью и стали вместо молочного жира чаще использовать дешевое пальмовое масло. Экспорт этого продукта в Россию за год увеличился более чем на 10%. При этом далеко не все производители продуктов питания указывают, какую долю продукта составляет пальмовый жир, чья польза для человеческого организма весьма сомнительна.

В случае с оптимизацией процессов транспортировки грузов возможна аналогичная ситуация. Рост НДС в первую очередь ударил по небольшим компаниям. Для мелких перевозчиков есть три пути:

  • Искать способы уходить от налогов, переходить на «серые» схемы расчетов.
  • Повышать цены и терять заказчиков.
  • Уходить с рынка из-за падения маржинальности.

Все три варианта заведомо проигрышны. «Серые» схемы быстро становятся известны проверяющим органам, а это конец бизнеса. За счет цифровизации, которая на глазах меняет нашу жизнь, отслеживание «уклонистов» стало легкой для налоговиков. К тому же не каждый клиент готов работать без белой документации. Стабильные заказчики предпочитают иметь на руках полный пакет документов – это обезопасит груз и даст уверенность в добросовестности перевозчика. Поэтому клиенты постепенно уходят к крупным компаниям, которые не предлагают «серых» схем, а работают на потоке, с ответственностью за каждый заказ.

Типовые решения по оптимизации логистики

Сегодня компании, специализирующиеся на грузоперевозках, применяют следующие методы оптимизации транспортных расходов:

Оптимизация маршрутов с помощью прикладного программного обеспечения.
Мониторинг движения автотранспорта, задействованного в перевозках.
Учет реальных ресурсов автотранспорта с поправкой на износ и амортизацию.
Определение способов решения рабочих задач в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.

Оптимизация бизнес-процессов логистики начинается с анализа данных и реализуется через конкретные действия:

  1. Подгонка размеров машин и размеров упаковочной тары для максимального использования грузоподъемности ТС.
  2. Размещение тары внутри кузова таким образом, чтобы задействовать весь полезный объем грузовой части ТС.
  3. Минимизация количества перегрузов продукции с учетом оптимизации маршрута.
  4. Объединение нескольких грузов в оной таре для ускорения погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Разработка системы упаковки грузов с учетом их характера и габаритов для сохранения целостности и обеспечения максимальной заполняемости грузового кузова.
  6. Отработка факторов, которые увеличивают время простоя во время разгрузочно-погрузочных работ.
  7. Распределение поставок грузов с учетом сезонности и погодных условий.
  8. Оптимизация поездки с учетом расположения платных дорог и аварийных участков пути.
  9. Своевременное получение информации о состоянии транспортных путей.

Логисты для проведения расчетов используют различные математические методы: эвристические алгоритмы, линейное математическое программирование, методику минимальных цен, алгоритм Свира, метод коммивояжера. Однако не каждая компания может оплачивать работу одного специалиста или целого отдела логистов, которые вручную определяют оптимальный путь по сокращению затрат на транспортные процессы. Лучшее решение по управлению оптимизацией логистики — применение программного обеспечения, созданного специально для улучшения качества грузоперевозок.

Автоматизация логистики

Компании с развитой логистической структурой используют профессиональные приложения в логистике и оптимизации маршрутов. Специализированное программное обеспечение значительно упрощает жизнь профессионалам:

  1. Увеличивается скорость обработки заявок на доставку грузов. За счет системы оповещений перевозчик может оперативно отреагировать на поступивший заказ, вовремя подать заявку на тендер.
  2. Программа сама выбирает, какие транспортные средства из автопарка перевозчика подходят для доставки конкретного груза. Это очень удобно: сразу можно определить, будет ли в нужное время свободен требуемый транспорт.
  3. Автоматическое заполнение договоров, товарно-транспортных накладных, доверенностей и прочей необходимой документации.
  4. Стоимость грузоперевозки для клиента рассчитывает программа. Заказчик сразу знает, какие расходы его ждут.
  5. Специализированная программа по оптимизации логистики упрощает коммуникацию с клиентами, облегчает жизнь работникам компании и позволяет повысить эффективность работы всего коллектива до максимума.

Хорошим подспорьем в процессе оптимизации процессов логистики и транспортировки является мониторинг транспортных средств. Отслеживание автомобилей и анализ полученных данных позволяет решить целый комплекс задач:

  • Снижение расходов на обслуживание транспортного средства.
  • Выявление нецелевых поездок, сливов топлива и других случаев нарушения трудовой дисциплины водителями.
  • Контроль за тем, как водитель соблюдает режим рабочего дня и отдыха во время поездки.
  • Экономия на закупке бензина и прочих ГСМ за счет точного подсчета общих расходов на топливо для всего автопарка.
  • Контроль за отклонениями машины от заранее определенного маршрута.
  • Снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций.

В качестве способа по оптимизации логистики транспортирования в компании некоторые перевозчики рассматривают полный отказ от системы слежения. Программное обеспечение и специализированное оборудование – это дополнительные расходы. Подобное решение не поможет пережить кризисные времена, а, наоборот, ускорит уход с рынка по причине низкой маржинальности. При отказе от систем мониторинга компания экономит сравнительно небольшую сумму, а теряет много и постоянно. За 2018 год число перевозчиков, заинтересованных в установке системы мониторинга автотранспорта, выросло. И это пример правильного подхода к процессам оптимизации.

GLX Консалт

Из опыта различных компаний известно, что затраты на транспортировку могут доходить до 40 % в общих издержках предприятия, поэтому даже незначительные улучшения в этой сфере приводят к серьезному повышению прибыльности. Часто возникающие ситуации в оптимизации транспортных затрат касаются выбора способа транспортировки внешними перевозчиками либо выбора между транспортировкой внешней и собственной.

Читайте также  Замена воздушного фильтра renault megane

Не стоит часто менять перевозчика. Так же нецелесообразно отдавать все перевозки в одни руки – это повышает риск операционной деятельности компании.

Иногда компании, принимая решение о выборе перевозчика либо же о перевозках собственным транспортом, действуют исходя из практической интуиции, а не экономических расчетов.

При этом понятно, что владельцам грузов важен не только сам факт доставки товара без лишних материальных потерь в конечный пункт – это должно быть сделано в установленные сроки и с гарантированным качеством доставки. Все эти факторы должны быть учтены в комплексе. Для этого компаниями применяется технология ранжирования операторов транспортных услуг.

Перевозчики чаще всего оказывают следующие виды услуг:
• перевозку грузов и пассажиров;
• погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, разгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);
• хранение грузов;
• подготовка перевозочных средств;
• предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката и др.

Как правило, критериями для сравнения транспортных компаний выступают:
• качество предоставления услуг;l статистика потерь;
• тарифная политика (ценообразование);
• соблюдение сроков доставки;
• скорость доставки;
• слежение за грузом;
• надежность перевозчика и др.

Основным принципом оптимизации затрат в логистике является комплексный подход – это означает, что затраты рассматриваются суммарно: затраты по закупке и поддержанию запасов, транспортировке и экспедированию, хранению и обработке грузов.

Если не учесть в расчете одну из составляющих логистики, возможна ситуация, когда вы сэкономите на одном из этапов, но перерасход на других перекроет всю достигнутую экономию. Поэтому для решения по оптимизации затрат при выборе способа транс- портировки необходимо иметь информацию, которая касается прогнозов годовых объемов продаж продукции, прогноза средних цен (закупочных и цен реализации), стоимости затрат на транспортировку, среднего размера запаса и стоимости его хранения на складе. При наличии такой информации для различных видов транспортировки наши расчеты будут выглядеть следующим образом.

Предположим, производитель высокотехнологичной продукции, имеющий порядка 100 клиентов в год, среднегодовой прогнозный объем продаж 2500 единиц продукции и цену $6000 за единицу, рассматривает два варианта доставки – почтой и авиа-экспрессом. Стоимость доставки, конечно, в пользу почты – $12 за единицу оборудования, включая расходы по таможне, в то время как авиа-экспрессом– $90 за единицу. Клиенты оплачивают продукцию на условиях консигнации, но в случае почтовой доставки, так как доставка осуществляется в течение 6 дней, каждому клиенту необходимо поддерживать запас в размере 3 единиц продукции. При этом затраты на хранение запасов составляют 12 %. В случае авиа-экспресс-доставки поддерживать запас нет необходимости, так как время доставки составляет 24 часа до любого места назначения.
Из информации видим, что необходимый уровень запаса в случае доставки почтой будет составлять в целом по всей сети 300 единиц оборудования (100 клиентов по 3 единицы у каждого). Расходы на поддержание складского запаса при почтовой доставке составят: 300 единиц х $6000 х 0,12 = $216 000 в год. Транспортные расходы будут равны: 2500 единиц х $12 = $30 000 в год, общие затраты: $216 000 + $30 000 = $246 000 в год. А в случае с транспортировкой авиа-экспрессом, из-за отсутствия затрат на хранение запаса, годовые затраты будут формироваться только из транспортных затрат и составят 2500 единиц по $90 = $225 000. То есть, несмотря на значительную разницу в цене транспортировки, при рассмотрении всех затрат на логистику выгодным становится вариант, привлекательность которого при первоначальном взгляде неочевидна.

Затраты перевозчика
• затраты на топливо;
• затраты на смазочные материалы;
• затраты на техническое обслуживание и ремонт;
• затраты на восстановление износа шин;
• затраты на амортизацию по восстановлению подвижного состава;
• накладные расходы;
• заработная плата водителей;
• «суточные» и «квартирные» водителей;
• дорожные сборы;
• оплата платных магистралей, проезда через мосты и туннели, паромных переправ;
• оплата услуг фирм-экспедиторов;
• стоимость разрешения на проезд по иностранной территории;
• затраты на приобретение таможенных документов;
• затраты на приобретение накладной международного образца;
• затраты на страхование.

Продолжая решение по этим же данным, мы можем ответить на вопрос, при каком объеме реализации компании будет выгодна доставка почтой (при этом оставляя неизменной политику по поддержанию товарных запасов на уровне 3 единиц для такой же клиентской базы в 100 клиентов), для чего надо составить простое уравнение: 216 000 + 12Х = 90Х. Решив это уравнение, получаем, что при объеме годовых продаж 2769 единиц продукции для компании затраты первым и вторым способом доставки будут одинаково равны, а при объемах продаж свыше этой цифры затраты почтовой доставкой становятся дешевле.
Аналогичные рассуждения и расчеты должны применяться при выборе между доставкой собственным транспортом и внешним транспортом.

Методологической основой расчетов является разделение затрат предприятия на постоянные и переменные. В системе учета затрат, применяемой по украинским стандартам бухгалтерского учета, такая классификации затрат практически не используется. Это управленческий формат классификации затрат. Кроме того, для возможности принятия таких решений необходимо также применять процессный подход в отнесении затрат, то есть кроме традиционного в бухгалтерии разделения затрат на производственные, коммерческие и управленческие затраты, необходимо вести учет затрат по отдельным функциям и процессам.

Например, для того чтобы получить процент складских затрат, необходимо сгруппировать все затраты, возникающие при складировании, – заработная плата складского персонала со всеми налогами по заработной плате, затраты на амортизацию складских зданий и оборудования, затраты на содержание складских помещений и оборудования, включая коммунальные платежи и электроэнергию, затраты, связанные с администрированием складских работ, «усушка и утруска» материальных запасов (для некоторых материальных ценностей важным будет учесть уценку или моральный износ) и т. д. Все эти статьи затрат, взятые за год, необходимо разделить на величину среднего запаса на складе в денежном выражении. Если мы получили в расчете, например, 12 %, то это означает, что на каждый доллар (или гривню) хранения запаса приходится 12 центов (или копеек).
При этом если подойти к вопросу совсем правильно, к полученному по реальным затратам проценту необходимо добавить еще и процент капитальных затрат (величина упущенной выгоды от вложения средств в материальный запас, а не в альтернативную возможность использования капитала – банковский депозит) или, по-другому говоря, это стоимость капитала для предприятия. И тогда процент затрат на хранение товарного запаса, сегодня для России, в долларовых расчетах будет равен 12 % + 6 % (7 %) = 18 % (19 %).

После проведения экономического анализа должны быть учтены все остальные факторы качества доставки: своевременность, сохранность и т. д. В таблице представлен перечень всех возможных критериев для оценки перевозчика , по которым проводится ранжирование и обоснованный выбор как способа транспортировки, так и конкретного провайдера услуг.

Разумеется, используя информацию из этой таблицы, можно провести оценку и собственного транспортного хозяйства.
Принимая решение, учитывайте не только общие расходы на транспортировку, а также запаздывания поставок, последствия возможных потерь или получения товаров в непригодном виде как потребителем, так и производственной фирмой. Причем в последнем случае убытки могут стать особенно значительными в связи с угрозой остановки производства или ростом затрат на содержание запасов.

При этом не стоит часто менять перевозчика (экспедитора). Так же не целесообразно отдавать все перевозки в одни руки – это повышает риск операционной деятельности предприятия. Вы можете 40–50 % грузопотока доверить контрактному экспедитору, а остаток, 50–60%, распределить между другими перевозчиками.

На украинский транспортный рынок периодически выходят новые игроки, которые сначала предлагают низкие цены, лучшие условия, новые варианты. Эти возможности помогают экономить на транспортных расходах. А если «базовый» перевозчик захочет больший объем, пусть предлагает лучшие условия (но все равно не отдавайте в его ведение более 50 %). Таким образом, создается конкуренция между подрядчиками, и вы всегда имеете под рукой базу проверенных перевозчиков.

Сегодня для компаний, стремящихся к управлению своей стоимостью, основной акцент в улучшениях, перемещается из сферы рекламы и брендов в сферу более качественного сервиса. Как показывает опыт ведущих компаний, это всегда оптимизация сферы логистики. Компания, которая лучше организована, имеет преимущества перед более мощным и крупным конкурентом.

Оптимизация расходов в транспортном бизнесе. Как решить главные проблемы перевозчиков 13:56, 6 августа 2020 Версия для печати

Из обширного списка расходов, с которыми сталкиваются транспортные компании, можно выделить пять основных статей. Они самые затратные, но в то же время обладают наибольшим потенциалом для оптимизации.

Успех любой транспортной компании зависит от рациональных решений и внимательного отношения к мелочам. Пока некоторые унывают, сильные и эффективные руководители ищут способы оптимизировать затраты и сократить издержки.

Есть две противоположных стратегии: постараться сэкономить сегодня, отложив существенные траты на потом – или инвестировать в будущее, сократив при этом расходы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Какая стратегия окажется выигрышной? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте оценить совокупную стоимость владения логистическим бизнесом. На этой диаграмме показана структура затрат:

Читайте также  Газель 406 ремонт двигателя

Очевидно, что некоторые из статей расходов (налоги, сборы, штрафы, траты на покупку AdBlue) сократить практически невозможно. Но другие можно и нужно оптимизировать.

Возраст автопарка: обновить или использовать старые грузовики?

Это насущный вопрос для любой транспортной компании. Старые автомобили могут служить достаточно долгое время, хотя и будут требовать вложений. Альтернативный вариант – продать такие машины, пока они не потеряли в цене, и на вырученные деньги приобрести новые грузовики в лизинг.

Стоимость владения б/у автомобилем старше 3 лет:

  • Эксплуатационные расходы (ТО, запчасти, ремонт) за 5 лет – ₽2,4 млн;
  • Коэффициент выхода на линию – 70% и ниже;
  • Экономия на налогах НДС и НП – 0.

Если вы оставите всё как есть, платить ни за что (кроме ремонта техники, которая будет периодически ломаться) не придётся. Эта стратегия на первый взгляд безопасна. Но стоит учесть, что и лизинг не требует вложений на старте.

По расчётам компании Технолизинг, если машина продаётся за 60% от её первоначальной стоимости, а первый взнос по лизингу покрывает 50% от стоимости нового грузовика, его владелец остаётся в плюсе.

Преимущества нового транспорта неоспоримы: это высокий процент выхода на линию (97%), возможность заключения выгодных контрактов с требовательными заказчиками и повышенный комфорт для водителей.

Экономия топлива: жесткий контроль или мотивация сотрудников?

Для транспортного бизнеса управление топливными расходами – краеугольный камень. Не секрет, что около 50% расходов перевозчиков приходится именно на горючее. Есть несколько способов сократить эти расходы, и внедрять их лучше комплексно: установить системы мониторинга, обучить водителей экономичному вождению и стимулировать их к использованию полученных знаний, внедрив систему вознаграждений.

Телематика поможет контролировать расход топлива и предоставит объективную информацию. Эти данные станут основой для оптимизации расходов на топливо. Системы мониторинга также повлияют на дисциплину водителей, которые будут знать, что каждый литр дизельного топлива на счету.

Сколько можно сэкономить, внедрив телематику?

При эксплуатации парка из 60 большегрузов экономия составит до 20% в год. В денежном выражении это ₽4,7 млн. Из этой суммы необходимо вычесть стоимость оборудования (около ₽18 тыс. на каждую машину) и абонентскую плату (₽450 на каждую машину ежемесячно) – около ₽1,25 млн. Таким образом, только за первый год владелец автопарка сэкономит около ₽3,35 млн, а в будущем выгода будет расти, так как платить за оборудование уже не придётся.

Но просто оснастить телематикой автопарк мало. Расход топлива сильно зависит от стиля вождения, и многие водители не совершенствуют свои показатели, не зная о простых и эффективных методах экономии. Поэтому обучение водителей – не менее важная часть оптимизации, которая повысит их профессиональную подготовку и обязательно окупится в дальнейшем.

Важно отметить, что экономичное вождение – это вождение аккуратное и безопасное. Оно не только уменьшает расход топлива, но и снижает аварийность.

Выбор шин: доступные или энергоэффективные?

Шины – еще одна статья расходов автоперевозчиков. Когда на счету каждый рубль, вопрос во что «обувать» автопарк совсем не копеечный.

Использование дешевых шин может сократить расходы на 50% — просто потому, что они дешевые. В общей структуре расходов траты на шины занимают всего 1%. Но пробег до очередной замены при этом сократится, а расход топлива вырастет. Таким образом, сэкономив 0,5% от общей стоимости владения компанией (примем это значение за ₽500 тыс.), вы можете потерять до 5% (т.е. до ₽5 млн) из-за повышенного расхода топлива и необходимости более частой замены шин.

Выходит, что без правильно подобранных шин все усилия по сокращению расходов могут оказаться неэффективными. Но и эту проблему можно решить.

Рассмотрим эффективность энергосберегающих шин на примере новой гаммы грузовых шин MICHELIN X MULTI ENERGY . Компания Мишлен разрабатывала их, поставив амбициозную задачу: сделать так, чтобы автопарки получили реальную экономию топлива, не жертвуя привычными значениями ходимости и управляемости. Инженеры компании комбинировали самые современные технологии и резиновые смеси.

Сколько можно сэкономить благодаря энергоэффективным шинам?

Комплект стандартных шин (ходимостью 270 тыс. км.) для автопоезда из 12 штук обойдется примерно в ₽300 тыс. Стоимость комплекта из 12 шин MICHELIN X MULTI ENERGY составит ₽456 тыс. Однако ходимость шин Мишлен достигает 350 тыс. км, а это значит, что при пробеге в 180 тыс. км. в год менять их придется не каждые полтора, а каждые два года.

Но это не главное. При указанном пробеге и цене топлива в ₽47 за литр автопоезд, обутый в обычные шины за год сожжет горючего на ₽7,614 млн, в то время как автопоезд в шинах MICHELIN – на ₽7,004 млн. Это неудивительно, ведь сравнительные испытания показали преимущество MICHELIN: расход топлива на каждые 100 километров пробега сократился на 2,4 л. в сравнении с шинами других производителей. Таким образом, экономия превысит ₽450 тыс. на каждый автопоезд и для автопарка из 60 машин составит ₽27 млн.

Переобувать весь автопарк разом не обязательно. Каждый грузовик, сменивший шины на энергосберегающие, уже начнет приносить экономию.

В таком случае замена будет происходить постепенно, по мере износа старых комплектов шин. Такая практика снизит единовременные расходы, а экономия будет увеличиваться, пока не достигнет по-настоящему ощутимых величин.

Сколько денег сэкономят энергосберегающие шины для вашей компании? Рассчитайте выгоду с помощью калькулятора совокупной стоимости владения.

Оплата труда: KPI или большой оклад?

Оплата труда составляет заметную часть расходов. Как сохранить доверие команды и сделать зарплату оптимальной, чтобы она устраивала и работника, и работодателя?

Лидеры сферы транспортных перевозок, как правило, привязывают выплаты к результатам сотрудников. Если речь идёт о водителях, то показателями эффективности могут стать:

  • расход топлива;
  • пройденный километраж;
  • отсутствие штрафов и опозданий;
  • количество выполненных рейсов или доставок.

Серьёзной мотивирующей частью при этом становится выплата премий (например, за экономию определенного количества топлива). Если зарплата водителя будет состоять не из фиксированной суммы, а из вознаграждения по формуле «оклад + премия за выполненную работу + бонусы за экономию топлива и бережливое отношение к автомобилю», расходы на оплату труда вырастут.

Но при этом появится заметный положительный эффект: увеличение количества выполненных рейсов (что позволит не расширять штат водителей), снижение потребности привлечения наёмного транспорта, сокращение затрат на топливо (в среднем на 5%) и ремонт автомобилей (в среднем на 4%).

Обслуживание автопарка: дилер или «неофициал»?

На первый взгляд может показаться, что автопарк, машины в котором старше трех лет, целесообразно перевести на обслуживание в неофициальных дилерских центрах. Стоимость работ здесь ниже, неоргинальные запчасти дешевле, и экономия может составить до 30% (₽350 тыс.).

Принимая решение о работе с «неофициалами», руководитель, однако, должен отдавать себе отчет в том, что примерно в такой же степени возрастут и риски.

Поломки и связанные с ними простои, срывы сроков доставки с последующими неустойками и другие неприятные сюрпризы – стоят ли они экономии, которая в общей массе расходов весьма незначительна?

Сотрудничество с официальными СТО, гарантийные обязательства по выполненным работам, оригинальные запчасти – все это работает на непрерывную, стабильную деятельность вашей компании. Поэтому выбор лучше сделать в пользу официальных дилерских центров.

Мы рассмотрели основные статьи расходов транспортной компании. Конечно, расходы перевозчиков не ограничиваются этими пятью статьями. Однако налоги, сборы и штрафы оптимизировать невозможно, а прочие траты составляют менее 1% от стоимости владения.

Анализ совокупной стоимости владения компанией помогает правильно рассчитывать расходы, выявлять слабые места. Каждый из рассмотренных пунктов обладает значительным потенциалом для оптимизации издержек, но в конечном итоге всё зависит от правильных, продуманных решений, принимаемых руководителем предприятия.

Оптимизация работы транспорта: методы и решения логистики

Повышение логистических компетенций – одна из первоочередных задач для субъектов среднего и крупного бизнеса, а также для муниципальных и государственных структур. Оптимизированная транспортная система позволяет снизить затраты на производство и реализацию продукции, увеличить эффективность работы персонала.

  • Основные задачи транспортной оптимизации

    Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

    Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

    Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

    • способ перемещения грузов;
    • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
    • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
    • схема расположения складских терминалов компании.

    Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

    Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

    • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
    • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
    • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

    В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

    Как оптимизировать транспортную работу предприятия

    Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

    1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
    2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
    3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

    После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

    1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
    2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
    3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
    4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
    5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

    После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.

    Основные методы снижения транспортных расходов

    В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

    Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

    1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
    2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
    3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

    Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

    Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

    Использование автоматизированных логистических систем

    Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

    Такое ПО должно иметь следующий функционал:

    • обработка заявок на перевозку;
    • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
    • формирование ТТН , иной сопроводительной документации;
    • расчет стоимости перевозку.

    Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

    Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

    Суперэкономия!

    Главная » Экономия на перемещении » Экономия на транспортировке грузов

    Сейчас для торговли нет никаких границ, поскольку доставка товара из одного конца света в другой уже не представляется слишком дорогостоящим и длительным процессом. Тем не менее, затраты на перевозку груза в составе расходов на сбыт могут составлять от 50% и более. В связи с этим многие компании, мыслящие стратегически пытаются оптимизировать расходы на транспортировку. Сделать это можно с помощью основных принципов логистики.

    Принципы организации логистики

    Экономия при транспортировке грузов может достигаться за счет двух эффектов:

    • экономия благодаря масштабам грузоперевозки;
    • экономия за счет дальности маршрута.

    Регулируя два эти параметра – масштаб и дальность, – можно сократить затраты на 1 единицу веса или на 1 км. Если наладить логистическую систему эффективно не удается, рекомендуется использовать услуги по перевозке грузов опытной компании, которая присутствует на рынке давно, имеет внушительный парк транспорта и склады по всей территории региона, где планируется производиться доставка.

    Для доставки мелкогабаритных грузов можно прибегнуть к помощи тех, кто часто летает самолетом, причем, используется дешевые авиаперелеты со скидками. Необходимо просто найти человека, пусть даже через социальные сети, который летит в нужном направлении и передать ему посылку.

    Облегчить себе задачу можно также, передав функцию организации транспортировки комиссионеру, но комитент это должен четко прописать в договоре комиссии.

    Суть эффекта масштаба перевозки груза заключается в том, что в зависимости от веса груза транспортные расходы на единицу веса могут изменяться. Это значит, что выгоднее возить более крупные товары или продукцию большими партиями, поскольку транспортные расходы на единицу веса сокращаются. Аналогичная ситуация складывается и при выборе транспорта по мощности: чем мощнее транспортное средство, тем меньше затрат на единицу веса. Через призму мощности самыми дешевыми выступают водный и железнодорожный транспорт, а автомобильные и авиаперевозки являются более затратными. При укрупнении груза удается экономить за счет того, что административные и другие постоянные издержки, то есть те, которые не зависят от размера отправки, распределяются среди большего количества единиц веса или продукции. К таким административным расходам могут относиться затраты на оформление заказов на перевозку, оформление платежных и транспортных документов, расходы, связанные с простоем транспорта при его погрузке и разгрузке и .т .п.

    Организовывая более длительный маршрут, можно сократить издержки из расчета на 1 км. В частности, перевозка одного груза на расстояние в 1000 км обойдется дешевле, чем транспортировка двух грузов с такой же массой на расстояние 500 км. Кроме того, распределяются на большее количество единиц расстояния расходы, понесенные на погрузку и разгрузку транспорта.

    Для того, чтобы оптимизировать систему поставок, рекомендуется следить за техническим состоянием транспортного средства. В частности, нужно взвесить и обдумать, каким видом топлива пользоваться: 92 или 95 бензином.

    К снижению затрат может привести использование более современных комплектующих, таких, как лазерные свечи зажигания.

    Чтобы обеспечить безопасности грузом, можно осуществить покраску авто своими руками яркими светоотражающими цветами или хотя бы нанести светоотражающие элементы на корпус ТС.

    Учитывая данные принципы логистики, можно существенно снизить долю издержек на перевозку товара в структуре расходов на сбыт. Это позволяет повышать конкурентоспособность за счет снижения цены на товар.

    Другие способы оптимизации логистических расходов

    Если еще несколько лет назад на территории стран СНГ логистические цепочки поставок формировались хаотично, то уже сейчас активно перенимается отечественными логистическими компаниями и предприятиями, которые вынуждены перевозить грузы, западная практика. К примеру, раньше при поступлении товара или сырья в порт, судно разгружалось, а товар перевозился на склад. Лишь потом он отправлялся получателю, который мог находиться в городе, где и порт прибытия товара. В итоге получаются двойные траты. Сейчас активно применяется схема использования промежуточных складов, чтобы убрать лишнее звено в цепочке поставок – дальний склад материнской компании.

    Если нет возможности использовать эффект масштаба грузоперевозок из-за малогабаритных товаров, можно сэкономить с помощью сборных грузов, то есть перевозить товары в контейнерах. В таком случае оплачивается только место, занимаемое в контейнере.

    Следует отметить, что авиаперевозки на сегодняшний день являются самыми дорогостоящими, в то время как самый бюджетный вариант – автоперевозки. Тем не менее, сборная перевозка позволит сократить расходы и при транспортировке посредством самолета. Необходимо только дождаться комплектации и накопления нескольких грузов в одном направлении. Доставка товара по морю обходиться несколько дешевле, чем самолетом, но времени занимает больше.

    Если перевозки организовываются регулярно, легче арендовать или купить собственный транспорт таких размеров, который будет наиболее оптимальным для ваших грузов с учетом частоты поездок и количества партий.

    Автоперевозки на данный момент являются самыми популярными, потому что:

    • они исключают лишние погрузки и разгрузки, а значит, снижают риски повреждения товара;
    • позволяют доставлять груз от двери к двери;
    • отсутствие четкого расписания, то есть можно отправить груз в любой момент и по пути следования регулировать скорость доставки.

    Железнодорожный транспорт наиболее оптимальный для наземной транспортировки крупногабаритных грузов, когда к месту назначения нет автодороги, и транспортировка должна осуществиться как можно скорее.