Новые возможности привычного автомобиля

10 технологий, которые появятся на автомобилях в ближайшее время

Уже сейчас автомобили учатся самостоятельно ездить, умеют подключаться к интернету и становятся все более безопасными и удобными. С начала года автопроизводители явили миру десяток интересных технологий, которые вполне могут стать серийными в ближайшее время. Многие из них в той или иной форме уже появляются в серийных автомобилях, и дальше все будет еще интереснее. В обзоре Autonews.ru – то, чем вполне можно будет воспользоваться уже завтра.

Алкозамок

Honda и Hitachi разработали ключ-алкотестер, который может определить уровень алкоголя в крови водителя в течение трех секунд. Замер концентрации этанола в выдохе водителя осуществляют полупроводниковые датчики, которые определяют наличие этанола, водорода и продуктов распада ацетальдегида. Если система обнаружит, что водитель находится в состоянии опьянения, то электроника заблокирует зажигание и не позволит запустить двигатель. Результат алкотеста появится на экране мультимедийной системы автомобиля, но об автоматическом информировании полиции речь не идет. В ближайшее время Honda и Hitachi начнут тестировать устройство, а затем его планируют вывести на рынок. Устройство едва ли станет обязательным, но может применяться в тех странах, где автомобили попавшихся на управлении а нетрезвом состоянии должны оборудоваться алкозамками.

Управление жестами

К столетию BMW компания представила инновационный концепт Vision Next 100, в котором реализована система управления жестами. Верхняя часть приборной панели покрыта датчиками, которые отслеживают движения рук.

Еще раньше о концепции управления жестами говорили инженеры Jaguar Land Rover, представляя в прошлом году прототип Discovery Sport. А первой серийной машиной с этой технологией стал седан BMW 7-Series, представленный осенью. Баварская система Gesture Control позволяет водителю или пассажиру махами руки в воздухе менять радиостанции, регулировать громкость звука или принимать и отклонять телефонные звонки, а также управлять меню медиасистемы без прикосновения к сенсорному экрану. В конце 2016 г. аналогичную систему получит обновленный Volkswagen Golf, в котором при помощи жестов можно будет также регулировать настойки климатической установки и управлять положением люка в крыше.

Многосекционные фары

Интеллектуальные фары – не новость, как и источники света, способные затемнять отдельные области дороги. Теперь технология приходит и в массовый сегмент – Ford предлагает безбликовые фары Glare-Free Highbeam. Система работает с адаптивными светодиодными фарами, которые могут менять направление светового потока и его интенсивность, учитывая скорость, угол поворота и информацию с фронтальной камеры, отслеживающей наличие встречных или попутных машин. Устройство следит за светом фар встречных автомобилей на расстоянии до 800 метров. Впервые новая разработка будет применена на автомобилях S-Max и Galaxy.

Ранее компания Audi представила матричную головную оптику с использованием лазерного света под названием Matrix Laser, которая в будущем появится на всех серийных автомобилях бренда. В каждом модуле фары инженеры компании установили четыре лазерных диода диаметром 0,3 миллиметра. Выключая диоды, электроника затемняет отдельные области, не переходя на ближний свет.

Дополненная реальность

Toyota собирается превратить ветровое стекло в дисплей для вывода информации. В отличие от известных сейчас проекционных систем, которые задействуют лишь малую часть стекла, японцы намерены проецировать информацию на любую точку стекла, через которую смотрит водитель. Специальная камера будет отслеживать положение глаз водителя и выдавать на стекло данные о тех объектах, которые попадают в его поле зрения. Более того, Toyota будет учитывать данные о положении рулевого колеса и информацию системы навигации для формирования траекторных подсказок.

Сегодня внедорожники Toyota уже умеют демонстрировать водителю на консольном дисплее изображение дороги с виртуальными колесами. А компания Jaguar Land Rover запатентовала идею «прозрачного» капота и систему навигации, которая выводит на ветровое стекло силуэт машины, показывающей правильную траекторию движения.

Интернет-автомобиль

Китайский автопроизводитель SAIC Motor совместно с интернет-ретейлером Alibaba разрабатывает новый автомобиль, который позиционируется, как первое транспортное средство с интегрированными интернет-технологиями. Речь не только о постоянном подключении к сети, но и участии машины в системах обмена данными о дорожной обстановке. Кроме того, автомобиль будет иметь функцию автономного управления и сможет передавать информацию о своем передвижении другим транспортным средствам. Наконец, машина предоставит доступ в Сеть своим пассажирам и будет интегрирована в социальные ресурсы.

По предварительным данным, новинка получит название Roewe City и будет построена на базе одной из моделей марки Roewe, принадлежащей концерну SAIC. Ожидается, что автомобиль получит электрическую силовую установку и долговечную батарею.

«Умная» тонировка

Затемнять стекло можно будет по собственному усмотрению – компания Continental предлагает технологию, которая позволит менять светопропускание по команде водителя или электронного блока управления. Технология Intelligent Glass Control представляет собой пленку с электрохроматическими частицами, которые меняют положение под действием электрического тока, затемняя стекло. Такое стекло может менять прозрачность и автоматически, например, в зависимости от интенсивного солнца или наружного освещения, а также при въезде и выезде из тоннеля. Более того, стекло может тонироваться лишь частично, что позволит отказаться от противосолнечных козырьков.

Подобную технологию автопроизводители уже применяли. Например, люк лимузинов Maybach первого поколения менял степень светопропускания по команде водителя. Существуют и бытовые приложения технологии, но о создании тонкой пленки с подобными свойствами, которую можно применить к любому стеклу, речь до сих пор не шла.

«Умные» шины

В первом полугодии 2016 г. шинная компания Bridgestone обещает представить покрышки с функцией считывания информации в пятне контакта. Технология под названием Contact Area Information Sensing (CAIS) поможет водителю и бортовой электронике автомобиля получить больше информации о состоянии как самой шины, так и дорожного полотна. Шина сама определяет типа дороги (сухая, полусухая, мокрая, грязная, заснеженная, обледеневшая), передавая данные системе курсовой устойчивости, а также информирует водителя о необходимости смены или обслуживания резины. Датчики внутри также собирают информацию температуре шины, ее деформации в пятне контакта, а также о действующих на колесо силах.

Ранее компания Hankook представила безвоздушные шины из синтетического полиуретанового материала, Nokia разработала конструкцию выдвижных шипов, а компания Goodyear предлагала концепции покрышек с изменяемым давлением и шин-генераторов электрического тока.

Дисплеи вместо клавиш

Тренда на уменьшение количества кнопок и клавиш автопроизводителя придерживаются уже давно, и традиционных органов управления в автомобиле вскоре не останется вовсе. Их место заменят многочисленные сенсорные дисплеи, которым в автомобиле отводится все больше места. Очередной концепт фирмы Bosch, представленный на выставке потребительской электроники в январе, имеет в салоне семь дисплеев, занимающих все свободное пространство. Дисплей здесь не только на приборной панели и консоли – мониторы установлены даже на дверных панелях, куда передается информация с камер заднего вида, и центральном тоннеле. Помимо традиционных, водителю будут доступны рельефные сенсорные экраны с изменяемой текстурой поверхности, которая поможет водителю наощупь ориентироваться в разделах меню. Бортовая медиасистема берет на себя функции мобильного офиса, а также предоставляет возможность удаленного управления системами «умного» дома. Еще раньше аналогичные идеи разработчики показывали на концептах Mercedes F015 и VW Golf R Touch.

Смартфон-ключ

Специальное приложение для смартфона сможет заменить ключ от автомобиля. Компания Volvo предлагает решение, которое, используя технологию Bluetooth, дает возможность не только открыть/закрыть автомобиль, но и пустить двигатель. Кроме того, цифровой ключ можно передавать родственниками или друзьям прямо по сети. Технология упрощает и процесс аренды автомобиля, исключая необходимость визита в офис прокатной компании – оплатив машину онлайн, клиент, находясь в любой точке мира, получит цифровой ключ на свой телефон. Весной технологию протестируют в аэропорту шведского Гетеборга, а с 2017 г. цифровой ключ будет доступен покупателям новейших моделей Volvo S90, V90 и XC90.

Volvo уже давно предлагает клиентам технологию OnCall, которая позволяет открыть и закрыть автомобиль с помощью мобильного приложения, но для запуска двигателя оригинальный ключ владельцу все-таки требуется. Аналогичная программа доступна покупателям нового Mercedes-Benz E-Class, причем смартфон позволяет даже удаленно припарковать машину. А в 2011 г. канадский производитель премиальных телефонов Mobiado представил модель прозрачного телефона CPT002, который умела отпирать и запирать некоторые модели Aston Martin.

Незамерзающие стекла

Особый спрей, разработанный учеными Мичиганского университета, не только способен отталкивать воду с ветрового стекла автомобиля, но и препятствует образованию на нем льда. В отличие от традиционных составов, новый антиобледенитель создан на основе каучука и достаточно прочно держится на поверхности, долго не требуя обновления. Как заявили исследователи, им удалось разработать состав, который меняет саму механику отрывания льда от поверхности – для очистки стекла достаточно легкой вибрации, и ветровое стекло, обработанное составом, будет самоочищаться при движении автомобиля. Область применения жидкости не ограничивается автопромом. Ей можно обрабатываться корпуса самолетов и судов, а также линии электропередач.

Иван Ананьев
Фото и видео: компании производители

Автомобили будущего: без руля, зато с интеллектом

27.08.2019 Автор: Мастер Сервис 3231

На французских открытках, датируемых концом позапрошлого века, художники изображали жизнь в 2000 году. По их мнению, авто будущего должно выглядеть так:

Герои фильма “Назад в будущее” были уверены, что в 2015 году автомобили будут летать. Но мы знаем, что никто никуда пока не взлетел, детища Tesla до сих пор производят фурор, а бесшумный Nissan Leaf удивляет — почему этот автомобиль вообще движется, где урчание V8?

Прости нас, Марти

Какими же будут автомобили ближайшего будущего? На чем будут ездить и как выглядеть?

Электричество и водород — альтернатива бензину и дизтопливу

Согласно прогнозам аналитиков, к 2050 году по дорогам планеты будут ездить 4 млрд автомобилей, а около 70% населения будет жить в городах. Вы только представьте эти пробки, ДТП и уровень смога! Если не искать прогрессивные решения, засилье авто грозит экологическим апокалипсисом.

Тем временем, доля электромобилей на американском рынке едва перевалила 2%, потому что они по-прежнему очень дорогие. Производство электрокаров не поставлено на поток, некоторое сырье достать очень сложно, почти половину цены машины составляет стоимость литий-ионных батарей — эти факторы пока не позволяют снизить цену.

«Заправка» для электрокара

Тем не менее, прогнозы экспертов оптимистичны: к 2024 году электромобили и авто с ДВС должны сравняться в цене, а дальше электрокары будут только дешеветь. В 2025 году цена пробьет вниз психологический порог в 30 тысяч долларов.

Другая альтернатива бензину — водород. Но с ним пока все еще сложнее, чем с электричеством: генерировать, хранить и перевозить водород сложно, собирать авто с водородными ячейками — долго.

Читайте также  Настройка внутренних и наружных боковых зеркалах автомобиля

А кто рулить-то будет?

Эксперты считают, что где-то между 2020 и 2030 годами случится революция: посреди пути можно будет развернуть водительское кресло спинкой к лобовому стеклу и всю дорогу общаться с друзьями, сидящими сзади. Управлять автомобилем будет самообучающийся искусственный интеллект.

В дороге можно общаться, работать

Он же будет “общаться” с другими машинами на дороге: автомобили станут обмениваться информацией о состоянии дорожного полотна, погоде, ремонтных работах или, например, стаде овец, застрявшем на дороге. Всю полученную информацию система использует — подстроит подвеску под состояние дороги, отрегулирует скорость, вернет автомобиль в свою полосу, если в слепой зоне есть помеха и т.д. Искусственный интеллект следит и за водителем — не слишком ли он устал, насколько внимателен, не засыпает ли часом.

Кстати. Некоторые производители предлагают концепты, в которых водительское кресло трансформируется в кровать. Через 10-15 лет можно будет включить автопилот и хорошенько выспаться в пути. Это ли не счастье.

Одеяло-ремень безопасности от Volvo360c

Электронный мозг не имеет недостатков мозга человеческого. Он не полагается на интуицию, не меняет спонтанно решения, не устает, не отвлекается и очень быстро реагирует.

Когда машина умнее тебя (да все вокруг умнее тебя)

Тем не менее, законодательства почти всех стран пока запрещают доверять искусственному интеллекту 100% управления, ведь чтобы реализовать беспилотное движение, абсолютно все автомобили должны перемещаться на автопилоте.

В ближайшие пару десятилетий авто точно не лишатся ручного управления, однако системы беспилотного управления будут активно совершенствоваться.

Что останется под капотом

Очень долго разработчики не применяли новые технологии в узлах управления автомобилем. Но все-таки прогресс дошел и до них: сначала убрали физическую связь педали акселератора с двигателем, затем рычаг КПП заменили джойстиком, а потом Infinity добила всех, разрушив суть рулевого управления, и разорвала механическую связь руля и колес.

Chevrolet FNR без педалей и руля

Скоро канут в лету карданный вал, дифференциал и другие элементы, которые бессмысленны в гибридных и электроавто, исчезнут зеркала, подушки безопасности, некоторые разработчики даже готовы отказаться от руля и педалей. “Вымрут” и узлы, передающие крутящий момент к ведущим осям.

Также производители планируют отказаться от пневматических шин.

Эти серьезные изменения обусловлены особенностями конструкции электро- и гибридных авто. Причем каждый производитель может конструировать и компоновать авто на свое усмотрение, выбирая оптимальное техническое решение.

Кстати. Привычные двигатели-атмосферники тоже исчезнут из-за эко-требований. Прощайте, V12, V8 и V6, вы были отличными показателями статусности.

Кузов авто: новые материалы и формы

Конечно, изменения коснутся и внешнего вида. Тут фантазии дизайнеров неудержимы. Футуристичные формы, аэродинамика на максималках, выразительные “лица” и суперсовременные материалы.

На смену стали, алюминиевым сплавам приходят углеродные волокна (в основном, карбон), углепластики, спандекс — высокопрочные и очень легкие материалы, не подверженные коррозии. Разработчики активно интегрируют в кузов панели, аккумулирующие энергию, солнечные батареи.

Углепластиковый кузов BMW i3

А еще машины будущего будут стремиться к минимализму не только в дизайне, но и по размеру. Наряду с Tesla model X и роскошными концептами Lexus LS+, Rolls-Royce 103EX автоконцерны разрабатывают «микролитражки» для городской тесноты, типа, Renault Twizy.

Малютка Renault Twizy

Заключение

Говорить об автомобилях будущего можно долго, и самое интересное, что смелые фантазии сегодня — это реальность уже завтра.

Совсем скоро по дорогам земли будут ездить умные, заботливые машины, которые сами найдут свободное место на парковке, будут реже попадать в аварии, экономно расходовать энергию, общаться между собой и подключаться к облачным хранилищам данных. Интеграция машин в сеть решит многие проблемы.

Результаты исследований говорят, что к 2025 году:

  • станет на 260 тысяч меньше ДТП с травмами и на 350 тысяч меньше пострадавших — это примерно 12 лет без ДТП в городе размером с Лос-Анджелес;
  • получится сэкономить 70 млн часов, которые водители ежегодно тратят в поисках парковки. В ближайшем будущем водители смогут тратить 80% времени, которое они проводят в поездках, на полезные и приятные занятия;
  • выбросы СО2 снизятся на 400 тысяч тонн.

Мы считаем, это отличная перспектива. И чтобы сделать автомобили комфортными и безопасными — для людей и окружающей среды, — совершенно не обязательно учить их летать.

Хотя, с другой стороны, роботизация автомобилей лишит нас главного — удовольствия от вождения. Ну и ни о каких высоких материях, типа «чувствовать машину», речь не идёт — автомобиль действительно станет средством передвижения. Очень умным, рациональным, но средством.

10 модели автомобилей 2020 года с самой удобной электроникой

В настоящее время автомобили наполнены таким количеством передовых технологий, как будто их собираются отправить на Марс. В этой статье вы узнаете больше об: AI GPS, который управляет авто на основе ваших предыдущих поездок, ACC, который позволяет переложить бремя вождения на бездушные компьютерные системы и даже виртуальных помощников, которые понимают естественную речь, а не шаблонные команды.

Иногда эта передовая технология не всегда так проста — и в этом виноват пользовательский интерфейс (UX).

UX представляет собой опыт взаимодействия пользователя с информационно-развлекательными системами и системами помощи водителю, а также помогает понять, легко ли использовать центральную консоль с кнопками.

Итак, мы оценили такие технологии с позиции «удобства использования» и выбрали 10 лучших моделей. Итак, самые удобные автомобили — это…

Audi Q7

Персонализация — главный тренд начала десятилетия. Более того, Q7 выводит концепцию персонализации на новый уровень.

Потратив некоторое время на изучение сложного меню, вы узнаете, как выбрать режим работы датчика парковки, включить предупреждения о дорожном движении или отобразить рекомендации по экономичному вождению на приборной панели.

Это лишь небольшая часть функций, которые скрыты внутри этой информационно-развлекательной системы.

Мы не обошли вниманием и Virtual Cockpit (опять же, быстро с ним вряд ли удастся разобраться благодаря нескольким вариантам дизайна), а также оценили безупречное функционирование систем помощи водителю, которые работают не хуже, чем у топовой Audi A8 L.

BMW X7

Жесты, косвенные голосовые команды и целый раздел меню созданы для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно и здорово. Все эти функции установлены в X7, информационно-развлекательная система которого работает на ОС BMW 7.0.

Владельцы этого авто отметили, что приятно расслабиться после рабочего дня и освежиться утром перед длительной поездкой в ​​машине. Это связано с тем, что Caring Car имеет собственные программы массажа, настройки климат-контроля и фоновое освещение.

Кроме того, были особо отмечены приветственная анимация на центральном дисплее, возможность предварительного нагрева и охлаждения салона и вспомогательный обзор вождения.

Assisted Driving View использует данные из нескольких систем помощи водителю и дополненной реальности для отображения трехмерной визуализации окружающей среды на приборной панели.

Chevrolet Trailblazer

Надежный и доступный: так говорят об Trailblazer. Базовая цена около 20000 долларов США включает впечатляющий набор расширенных функций и информационно-развлекательную систему, с помощью которой вы можете расплачиваться в некоторых магазинах и кафе. Такие функции приобретают решающее значение в постпандемическую эпоху.

Вы также можете записаться на прием или позвонить в сервисный центр в случае возникновения чрезвычайной ситуации и прочитать электронное руководство на центральной консоли.

Тем не менее, консоль по-прежнему имеет множество физических кнопок и переключателей, упрощающих использование.

Ford Escape

Если вы художник или воспринимаете информацию через зрение, то Escape (также известный как Kuga) создан для вас. По мнению экспертов, установленные в модели планшеты с высоким разрешением, прозрачные и без бликов заслуживают наивысшей оценки: данные с приборной панели и информационно-развлекательной системы читаются без проблем.

Ford Sync 3 поддерживает Apple CarPlay / Android Auto и оснащен Amazon Alexa и Waze GPS.

Комплект электронных систем безопасности Co-Pilot360 — главная фишка внедорожника. Он включает в себя ACC, удержание полосы движения и помощь при уклонении от рулевого управления, которые используются для избегания автомобилей, которые замедляются или останавливаются.

Hyundai Sonata

Владельцы этого авто говорят, что кнопочный селектор трансмиссии, простая информационно-развлекательная система и центральный дисплей, который можно разделить на три функциональные части, приближают Hyundai Sonata к лучшим представителям еще недоступного ей премиального сегмента. При этом, как и в случае с Chevrolet Trailblazer, отличный набор функций обойдется покупателю примерно в 38000 долларов.

Удаленная интеллектуальная система помощи при парковке (RSPA) входит в число функций. Он позволяет припарковать машину, стоя сбоку с ключом (даже цифровым).

В зависимости от уровня оснащения модель оснащается системой, совместимой со смартфоном, со встроенным GPS и голосовым управлением.

Kia Seltos

Вы начинаете взаимодействовать с Seltos еще до того, как попадаете в него. Великолепный внешний вид и яркие цвета вызывают положительные эмоции. Особо следует отметить динамики модели со сложным, но элегантным дизайном.

Информационно-развлекательную систему Kia называют одной из лучших в своем сегменте: «Seltos имеет лучший удобный интерфейс с интуитивно понятными и простыми в использовании элементами управления», — резюмирует Уордс.

Приложение Nature создает особую атмосферу в 6 сценариях: заснеженная деревня, оживленный лес, спокойное море, дождливый день, уличное кафе и теплый камин.

Mercedes-Benz CLA

Mercedes MBUX скоро будет обновлен. Но пока этого не произошло, специалисты активно хвалят его последний вариант. Яркие цвета, широкие возможности персонализации и множество удобных для пользователя функций делают его одним из самых технологически сложных в отрасли.

Несомненно, системы помощи водителю здесь действительно надежны: Distronic может автоматически менять полосу движения с помощью системы контроля слепых зон и ограничителя скорости.

Он проверяет карты и дорожные знаки, а также помогает сэкономить деньги. Однако лучшая функция — это AR GPS, который объединяет визуальные маркеры с сигналами поворота и номерами домов непосредственно в потоковую передачу видео с передней камеры.

Subaru Legacy

Это неожиданно, но Subaru получает награду Wards 10 Best UX четвертый год подряд. В 2017 году Impreza была одной из лучших моделей, в 2018 году — Ascent, а в 2019 году — Outback.

Legacy высоко ценится за его вертикально расположенную информационно-развлекательную систему, как у Volvo, и DriverFocus, который распознает лица и сохраняет пять отдельных профилей с положениями сидений и настройками климат-контроля.

В список полезных функций входят Wi-Fi, USB, ACC с регулируемым ускорением после полной остановки и eBird, встроенный в GPS, который показывает места наблюдения за птицами, список видов птиц, обитающих поблизости, и периоды их сезонной миграции.

Читайте также  Тюнинг двигателя иж планета 5

Toyota Highlander

Тойоту обычно ругают за консервативность, но с Highlander не все так однозначно. Автомобиль оборудован Entune 3.0 и в отличие от своих предыдущих версий, он работает под управлением ОС Linux (не Blackberry QNX) и имеет несколько вариантов интерфейса. Он также может подключаться к облачной базе данных и использовать информацию о пробках и погоде.

Набор передовых систем помощи водителю (ADAS) — лучший из протестированных Wards Auto. В список входят ACC, мониторинг слепых зон, отслеживание перекрестного движения при выезде задним ходом с парковки и предотвращение столкновений с автоматическим торможением.

Volkswagen Atlas Cross Sport

Последний автомобиль в списке нельзя выделить как нечто особенное, но эксперты считают, что Atlas Cross Sport приближает эру беспилотных автомобилей. Это довольно странное заявление, учитывая, что внедорожник отличается автономностью L2.

Atlas оснащен ACC с функцией полной остановки, которая работает на скорости 60 км / ч, и Lane Keep, которая распознает разметку даже при повороте.

Car Net предоставляет еще больше разнообразных возможностей. Установив специальное приложение, владелец Атласа может удаленно запустить двигатель и заблокировать двери, определить местонахождение автомобиля и получить информацию об остатке топлива.

Кроме того, через Car Net доступен полный отчет о диагностике автомобиля и служба помощи на дороге.

А какой автомобиль понравился Вам? Пишите в комментариях.

Новые возможности привычного автомобиля

Водородные автомобили, шагающие трансформеры, воздушный транспорт. Новые средства передвижения сделают жизнь людей лучше и позаботятся об экологии. А пока этот момент только наступает — загляните в будущее с проектом Лайфхакера и выставки «Будущее передвижений» от Hyundai MotorStudio в Москве.

Урбанизация — один из самых устойчивых трендов. Города трансформируются в мегаполисы, а приток населения в них всё время увеличивается. За последние 70 лет число городских жителей выросло с 751 миллиона до 4,2 миллиарда человек. Чтобы обеспечить эти центры транспортом, нужны новые решения.

Уже сейчас разрабатываются системы, способные не только перевозить большое количество людей, но и избавить мегаполисы от пробок, толп, смога и выхлопов. Специалисты компании Hyundai стремятся освободить города будущего от ограничений времени и пространства и повысить качество жизни людей. Для этого они разработали модель передвижений по воздуху и земле. Это трёхкомпонентная экосистема умной мобильности, которую можно внедрять в городах. В неё входит интеграция городского воздушного транспорта Urban Air Mobility («Городская мобильность с использованием воздушного пространства»), Purpose Built Vehicle («Специально построенное транспортное средство») и транспортные пересадочные узлы Hub.

Вы входите в транспортное средство, которое вертикально поднимается в воздух, меняет угол наклона благодаря несущим винтам UAM и по горизонтальной траектории доставляет в нужное место. Такая система может находиться где угодно, потому что ей не требуется взлётно-посадочная полоса. Остановка — это уже не лавка под козырьком, а технологичный пересадочный хаб, где объединены воздушный и наземный транспорт. Специализированные PBV движутся по дорогам и становятся частью стыковочного узла при посадке пассажиров. Но транспортировка не единственная их функция. Их можно адаптировать под любые нужды: например, преобразовать Hub в аптеку, концертный зал или другое пространство. В центре этой системы — забота о жителе города и гармонии урбанистического пространства.

Гибриды, которые активно эксплуатируются и сейчас, — это одна из альтернатив автомобилю с двигателем внутреннего сгорания. Электродвигатель помогает снизить потребление топлива и уменьшить нагрузку на атмосферу. Но гибриду по-прежнему нужен бензин, который производится из невозобновляемых ресурсов планеты.

Решить эти проблемы позволяют электромобили с силовыми установками на водородных топливных элементах. Им не нужен бензин — энергия для электромотора производится в ходе реакции водорода с кислородом в топливных элементах. Во время синтеза H2 не происходит выбросов углекислого газа. Автомобиль с таким источником энергии уже существует. Его можно увидеть своими глазами на выставке «Будущее передвижений» в Hyundai MotorStudio на Новом Арбате.

На этой выставке представлен кроссовер Hyundai NEXO — гибридный автомобиль с силовой установкой на водородных топливных элементах (FCEV). Он работает с нулевым уровнем вредных выбросов, во время хода в атмосферу выделяется только водяной пар. Это экологичное решение Hyundai подходит даже для стран с суровой зимой, как Россия. Испытания показали, что машина легко заводится после ночной стоянки в -29 ℃. Жара тоже не страшна электромобилю: NEXO работает при +50 ℃. Топливные элементы обеспечивают запас хода до 666 км. Автомобиль оборудован передовыми системами безопасности и помощи водителю: мониторинг слепых зон, ассистент движения по магистралям, интеллектуальный помощник для дистанционной парковки без участия водителя и другие.

Ещё один вид транспорта будущего, который используется сейчас, — автомобили с заряжаемой батареей. Питание от электросети позволяет сохранять ресурсы планеты, а электромотор не производит выбросов. Такие автомобили наряду с автомобилями на водородных топливных элементах имеют все шансы стать массовым транспортом будущего. Разные страны уже работают над созданием систем зарядок электромобилей: Норвегия планирует полностью отказаться от продажи новых бензиновых автомобилей к 2025 году, а Великобритания — к 2040-му. В ряде регионов России за электрокары не нужно платить транспортный налог, а в Москве они могут бесплатно парковаться.

Раньше одной из проблем электромобилей был небольшой запас хода и длительная зарядка. Но, к примеру, для моделей недавно запущенного Hyundai суббренда электромобилей IONIQ разработана модульная платформа E-GMP, которая гарантирует высокую скорость подзарядки и большой запас хода на одной зарядке. Внешне автомобили выглядят максимально футуристично, а салон представляет собой смарт-пространство с беспроводной сетью и эргономичными пользовательскими интерфейсами. Модельный ряд нового суббренда IONIQ пока включает в себя три модели: кроссовер IONIQ 5, седан IONIQ 6, внедорожник IONIQ 7. Выход на рынок начнётся в 2021 году с IONIQ 5, на 2022-й намечен старт продаж IONIQ 6, а внедорожник будет доступен в 2024-м.

Водород — топливо, на которое делается большая ставка в технологиях будущего. Он может заменить бензин в автомобилях, газ в отопительных батареях и уголь в тяжёлой индустрии. Водород производится с помощью электролиза возобновляемых ресурсов, поэтому энергия получается чистой: на выходе остаётся вода, а не токсичные выбросы.

В Германии уже проходит эксперимент по замене природного газа в отоплении домов на водород. В Нидерландах и Бельгии тестируются речные суда на водородном топливе и разрабатываются системы заправки. Специалисты ищут новые способы выработки, транспортировки и хранения водорода, которые позволят сделать водородные технологии безопасными и доступными для использования в разных областях жизни.

В сфере грузового транспорта уже есть успешно работающие практики. Например, тяжёлые грузовики Hyundai XCIENT Fuel Cell, которые работают на чистой энергии водорода. Их уже используют в Швейцарии, а к 2021 году Hyundai планирует выпускать 2 000 грузовиков в год и поставлять их в страны Европы, Северной Америки и Китай.

Компания Hyundai уже инвестировала 6,4 миллиарда долларов для создания водородных экосистем и вложит ещё 1,3. Более того, концерн Hyundai Motor входит в глобальный «Совет по водородным технологиям», который занимается исследованиями роли водорода в трансформации мировой энергетики. У компании есть собственная стратегия по созданию водородного общества в следующее десятилетие — FCEV Vision 2030. На выставке «Будущее передвижений» в Hyundai MotorStudio можно узнать больше об использовании водорода в разных сферах и посмотреть, как выглядит водородный двигатель.

Транспорт будущего будет принимать разные формы, в том числе и отличные от нашего привычного понимания автомобиля. В них будет заложена возможность трансформироваться для идеальной адаптации под окружающую среду. Допустим, подняться над землёй, чтобы обойти препятствие. Или вырасти в длину, чтобы пассажир мог войти в транспорт без нужды спускаться по лестнице.

Эти возможности заложены в концепт-кар Elevate от Hyundai. Шагающие трансформеры оснащены колёсами и роботизированными ногами, благодаря которым автомобиль может передвигаться по поверхности любой сложности и даже перешагивать через двухметровые ограждения. Такую технику будет удобно использовать спасательным службам или людям с особенностями моторно-двигательного аппарата. Концепт Elevate приводится в движение с помощью электрической силовой установки. Он оборудован системой автономного управления и может обходиться без водителя. Этот невероятный автомобиль разработан сотрудниками специально созданного подразделения Hyundai New Horizons Studio, задача которого — придумывать и воплощать в реальность транспортные средства с невиданными ранее возможностями передвижения.

Адиль Ширинов о первом российском бренде автомобилей люксового сегмента

Фото: архив пресс-службы

Когда мы увидим новые русские автомобили не только в репортажах с участием первых лиц государства, но и на дорогах самых разных стран мира? Чем обогатил проект российскую инженерную мысль и каковы главные ценности марки? Об этом и многом другом корреспонденту «Ъ» рассказал генеральный директор ООО «Аурус» Адиль Ширинов.

— Как можно сформулировать основные ценности бренда Aurus?

— Ключевая ценность бренда Aurus — это смелость. В мире, где царит жесткая конкуренция, команда проекта с чистого листа и в достаточно сжатые сроки разработала не просто новый автомобиль, а первый автомобиль высшего класса из России. Для нашей автомобильной промышленности это совершенно новый поворот в ее истории. Aurus уже на этой стадии реализации проекта доказал, что в России возможно создавать самые передовые высокотехнологичные продукты: например, автомобили, которые по замыслу, техническим решениям, по качеству и уровню исполнения не уступают зарубежным аналогам, а в каких-то аспектах (по силовой установке и защищенности) — даже превосходят их. Это ни в коем случае не шапкозакидательство — конкуренты делают очень достойные продукты. Но здесь речь больше не о конкурентах, а о том, что наш проект — это новый виток развития высоких технологий в России, возрождение отечественной инженерной мысли.

— Вы говорите о развитии инженерной мысли в России. Но скептики утверждают, что в конструкции автомобиля немало импортных комплектующих?

В наше время уже нет страны, которая могла бы создать сложный высокотехнологичный продукт полностью, интегрировав в него только свои собственные решения. Глобализация привела к тому, что в мире сегодня есть несколько крупных производителей компонентов. Наличие же в продукте импортных комплектующих означает только то, что в нем использованы самые современные из доступных технологий. Нет смысла изобретать велосипед — надо брать лучшее, что уже есть в мире. К тому же сами по себе компоненты не имеют ценности: потребителю нужен автомобиль, где все они гармонично сочетаются и правильно настроены. Именно в таком объединении и выражается инженерная идея. Необходимо отметить, что в настоящее время специалисты «Аурус» и НАМИ работают над обширной программой локализации производства.

Читайте также  Топ-5 культовых разработок mercedes-benz или как немцы автомобили строили

— Автомобили высшего класса всегда были в том числе полигоном, где опробовались самые передовые технологии, которые потом находили свое применение в массовом производстве. Можно уже сейчас сказать, что Aurus чем-то обогатил отечественный автопром?

— Однозначно да! С уверенностью можно заявить, что уже разработаны решения, которые так или иначе найдут применение и в автомобилестроении, и в других отраслях. Например, девятиступенчатая автоматическая коробка передач производства российской компании «КАТЕ» — уникальная разработка, в России подобных продуктов не выпускали. Изначально платформа Aurus использует гибридную установку, в перспективе существует возможность создания электромобиля. Такие решения в будущем станут применяться не только на автомобилях высшего класса, но и в массовом сегменте.

Поэтому запуск производства Aurus — крайне важная веха в развитии российской промышленности.

Данный проект, безусловно, не только позволил специалистам НАМИ наработать новые компетенции, он дал толчок развитию и поставщикам, которые уже создали новые узлы и агрегаты в рамках подготовки к запуску конвейерного производства. Наши поставщики-партнеры в России продолжают проводить последовательную подготовку производства к серийным поставкам компонентов на конвейер.

Фото: архив пресс-службы

— Завод в Елабуге требует каких-то существенных изменений для начала производства Aurus? Все-таки он был ориентирован на массовые модели, а теперь должен производить автомобили высшего класса.

— Предприятие в Елабуге было построено с использованием самого современного оборудования и технологий, ориентировано на обширную производственную линейку автомобилей. Потребуется добавить только часть специального оборудования для сварки и сборки.

В Елабуге действует большой окрасочный комплекс, он предусматривает все возможные виды обработки, в том числе катафорез. Комплекс включает в себя 11 ванн, в которых автомобиль последовательно проходит все этапы, начиная с подготовки поверхности — это деминерализация, обезжиривание, собственно катафорез, есть печи для запекания покрытий и роботизированный окрасочный комплекс. Скажем так, возможности по окраске практически не ограничены — вопрос только в экономической обоснованности; мы готовы предоставить для клиентов любые решения по цветовой гамме. Была необходимость добавить специальные приспособления, перепрограммировать траекторию окраски роботами, не более того.

Сборка будет осуществляться в новом, специально построенном корпусе, при поддержке регионального руководства и в тесном взаимодействии с командой ОЭЗ «Алабуга». Для этого в Елабуге уже есть достаточное количество очень квалифицированных специалистов.

В этом году мы планируем начать сборку пилотной партии — в конце ноября собираемся сварить первый кузов. И в мае 2021 года должны выдать первый заказ.

— Мы уже говорили, что в современном автомобилестроении никто не обходится без импортных комплектующих. А что в Aurus российское?

— Начнем с самого главного — кузов полностью из российского металлопроката. Мы гордимся тем, что наш партнер «Магнитогорский металлургический комбинат» поставляет сталь, полностью соответствующую самым строгим международным спецификациям. Штамповать кузовные детали будем в Елабуге, это также наш партнер, и его цех находится в трехстах метрах от нашего сварочного комплекса. Это оптимально с точки зрения логистических затрат и качества.

Двигатель мы однозначно будем производить в Елабуге, планируем использовать российских поставщиков. Мы заключили договор с КамАЗом: он будет поставлять нам литье — это достаточно большой проект с новым оборудованием. Коробки передач, о которых я уже говорил, поставляет отечественна фирма «КАТЕ». Мультимедийная система была полностью спроектирована специалистами НАМИ. Они также проработали все меню и всю графику показаний приборов и настроек на дисплеях. Кожаную отделку и деревянные панели мы делаем совместно с нашими итальянскими партнерами, которые славятся своим опытом на весь мир. Мы не собираемся шарахаться от импорта — используем все лучшее, что есть.

Можно с уверенностью заявить о том, что Aurus после запуска производства в Елабуге будет автомобилем с самым высоким уровнем локализации в Российской Федерации!

Кузов, двигатель, коробка передач — все самые важные элементы автомобиля российские, это обеспечивает локализацию на уровне почти 90 процентов.

— Сейчас уже эксплуатируются лимузины и седаны Senat, а также минивэны Arsenal. Какие еще модели должны появиться в семействе и когда? Какие из них будут доступны коммерческим покупателям?

— Наш план по освоению индустриальной части проекта выглядит так: начнем мы с производства в Елабуге седана Senat, потом займемся освоением производства внедорожника Komendant. Трудно сказать, как экономика будет развиваться после окончания пандемии. Думаю, что кроссовер появится примерно через полтора года после седана — это нормальный технологический цикл для автомобильной промышленности. Лимузины будет производить НАМИ, поскольку это специальный заказ, и там уже созданы соответствующие мощности. Есть у бренда и другие деривативы — минивэн Arsenal и кабриолет. Однако основные коммерческие модели для Aurus на сегодняшний день — автомобили Senat и Komendant. Развитие рынка подскажет экономическую целесообразность и возможные сроки коммерческой реализации других моделей.

— Судя по рынку в целом, во всех классах растет спрос на кроссоверы, и самой популярной моделью Aurus может стать внедорожник Komendant. Вы разделяете это предположение?

— Рынок покажет со временем. Но пока я считаю, что для люксового бренда важнее седаны — большинство таких автомобилей эксплуатируют с водителями. Конечно, все может поменяться, однако сейчас я бы сказал, что Senat будет превалировать над другими моделями Aurus по спросу.

— Мы уже знаем, что Aurus — это не только автомобили, но и стиль. Расскажите, пожалуйста, о вертолете с салоном Aurus и об электромотоцикле той же марки. Какую еще технику под брендом Aurus мы можем со временем увидеть?

— Концепция бренда изначально предусматривала использование его как зонтичного. Мы хотели дать возможность владельцу Aurus сохранять привычный комфорт, стилевую среду и чувствовать принадлежность к бренду Aurus независимо от того, на каком транспорте он передвигается. И все средства передвижения могут попасть под этот «зонтик». В прошлом году мы проводили акцию в терминале деловой авиации «Внуково-3» — это привычная среда пребывания для наших клиентов, так что вполне возможно появление и самолета, связанного с брендом Aurus. Мотоциклы — сейчас их две модели, они разрабатываются в России с нашими партнерами — сейчас проходят испытания. Это не только расширение представления бренда, но и то самое развитие инженерной мысли, о котором я говорил. Это показывает, что мы в России можем осваивать новейшие технологии.

Фото: архив пресс-службы

— Где планируется открыть шоу-румы Aurus?

— С конца августа прошлого года действует шоу-рум в «Москва-Сити», в этом году мы подписали соглашение с компанией «Авилон». Думаю, в октябре мы сможем рассказать, как и где оно будет реализовано. Кроме того, в следующем году запланировано открытие шоу-рума в Санкт-Петербурге, а во второй половине грядущего года рассмотрим еще одну локацию — на юге России, которую мы сейчас прорабатываем. За пределами России один из акционеров, холдинг Tawazun, который имеет права дистрибьютора в этом регионе, планирует открыть шоу-рум в Арабских Эмиратах.

— Какая часть автомобилей Aurus будет продаваться за пределами России? В каких странах и регионах?

— Я бы сказал, что 30 процентов — это внутренний рынок, 70 — экспорт. В первую очередь в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Не секрет, что Ближний Восток — один из важнейших рынков люксового сегмента. В этом регионе Aurus представляет холдинг Tawazun. Есть интерес в Юго-Восточной Азии, но работа на этом рынке связана с омологацией и сертификацией. Ни в коем случае мы не забываем про Западную Европу, но здесь также требуется сертификация продукции. Для выхода на эти рынки нужно больше времени.

— Кто основные потенциальные заказчики? Частные лица, государственные структуры, может быть, сервисные компании по аренде автомобилей?

— Наши потенциальные заказчики — это и частный бизнес, и государственные структуры, а также политики и общественные деятели. Мы также допускаем организовать возможность пользования автомобилем, не владея им. Помимо отелей это может быть реализовано через сервис по подписке для частных лиц.

Фото: архив пресс-службы

— В одном из интервью вы сказали, что вам по силам выпускать 5000 автомобилей в год. Но это вдвое больше, чем построил Rolls-Royce в 2019 году. За счет каких ресурсов мы могли бы добиться такого превосходства над маркой, которая зарабатывала себе реноме больше века? И не сделает ли такой тираж Aurus пусть дорогим, но массовым автомобилем, что нанесет вред имиджу?

— Пять тысяч — это запланированные максимальные производственные возможности завода в Елабуге. То есть наибольшее количество, которое мы можем произвести на устанавливаемом в Елабуге оборудовании. Это не планы продаж. Инвестировать в развитие мощностей мы будем поэтапно, исходя из спроса. На сегодняшний день предварительные заказы принимаются только на седаны и лимузины Senat, и у нас порядка 700 интересантов к текущему продукту. Но это число будет постоянно меняться по мере приближения начала серийного выпуска и развития рынка.

— Что в бренде Aurus есть такого, чего нет у конкурентов? Иными словами: чем вы особенно гордитесь?

— В первую очередь мы гордимся тем, что это национальный проект, первый российский автомобиль такого класса. Хотя были слышны голоса скептиков, что дело ограничится словами и планами, проект все-таки реализован. Есть такое выражение: русские долго запрягают, да быстро едут. Наши же автомобили по мировым меркам спроектированы и выпущены невероятно быстро!

Мы гордимся уровнем безопасности автомобилей Aurus: здесь, без лишней скромности, можем считаться лидерами рынка. Безопасность Aurus — это не только усиленная защита корпуса автомобилей, но и защита жизненного пространства пассажиров в широком смысле. В настоящий момент идет разработка уникальной системы кибербезопасности, а также специальной экосистемы внутри Aurus, которая бы максимально ограждала пассажиров от негативных внешних факторов окружающей среды за счет использования противобактериальных материалов.

Сейчас очень трудно стать лучшим — мир быстро развивается, все применяют лучшие практики и внедряют самые свежие решения. Но наши специалисты вложили в Aurus не только свои знания, опыт, талант и упорство. Они вложили в проект свою душу. И именно это, на мой взгляд, отличает его от всех конкурентов.