Тульские депутаты предлагают увеличить штрафы за крупногабарит

В Госдуме предложили десятикратно увеличить штрафы за раскрытие личных данных силовиков

Госдума намерена ввести штрафы за незаконное получение информации, доступ к которой ограничен законом, и существенно расширить санкции за сбор и распространение персональных данных силовиков. Соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта о штрафах за разглашение ограниченно доступных данных лицами, получившими их по службе, внес депутат Госдумы от «Единой России» Василий Пискарев. Под новые санкции могут попасть как журналисты-расследователи, так и обычные граждане — за перепост их публикаций, пишет «Коммерсант».

13 мая комитет Госдумы по законодательству рекомендовал принять во втором чтении законопроекты об ужесточении административной и уголовной ответственности за разглашение сведений о силовиках. Проект поправок, увеличивающий с 1 тыс. до 10 тыс. руб. штрафы за разглашение информации, доступ к которой ограничен законом, был внесен еще в сентябре 2020 года единороссами Василием Пискаревым и Дмитрием Вяткиным. В феврале этого года группа депутатов во главе с Пискаревым предложила ввести уголовную ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении сотрудника правоохранительных или контролирующих органов (о смене места жительства, замене документов и т. д.), а также его близких. Речь вновь шла об ответственности лица, которому эти сведения стали известны в связи с его служебной деятельностью. Cейчас разглашение таких данных карается, только если это деяние совершено «в целях воспрепятствования служебной деятельности» сотрудника.

Ко второму чтению проекта поправок к КоАП Пискарев предложил дополнить кодекс новой статьей 13.14.1, которая вводит наказание за «получение информации с ограниченным доступом любым незаконным способом». Штраф за это составит до 10 тыс. руб. для физических лиц и до 200 тыс. руб. для юрлиц.

Кроме того, депутат предложил увеличить штрафы за «нарушение предусмотренных законодательством о госзащите требований по обеспечению конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и их имуществе» (ст. 17.13 КоАП) с нынешних 500 руб. до 70 тыс. руб. для граждан, до 300 тыс. руб. для должностных лиц. Депутат также предложил наказывать должностных лиц дисквалификацией на срок до трех лет, а для юридических лиц ввести штраф до полумиллиона рублей.

Более того, Пискарев предложил добавить к ст. 17.13 вторую часть, предусматривающую наказание за сбор, передачу («распространение, предоставление, доступ») персональных данных военнослужащих, судей, прокурорских работников, сотрудников МВД, ФСБ, ФСО, СВР, СК, Росгвардии, ФСИН, ФССП и таможни «в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнения такими лицами общественного долга», а также персональных данных их близких. Для граждан штраф составит до 40 тыс. руб., для должностных лиц — до 100 тыс. руб. (или дисквалификация на срок до трех лет), для индивидуальных предпринимателей — до 200 тыс. руб. и для юрлиц — до 300 тыс. руб.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что причиной его появления стала расширяющаяся практика несанкционированного опубликования сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни сотрудников правоохранительных органов. По мнению авторов, целями таких действий «зачастую являются не воспрепятствование служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, а иные устремления (корысть, месть, пиар и т. п.)». Профильный комитет поддержал поправки, против выступили только представитель ЛДПР Сергей Иванов и член КПРФ Юрий Синельщиков.

Сергей Иванов полагает, что новая инициатива нарушает право граждан на получение информации, и попасть под действие законопроекта могут обычные граждане — например, за репост в соцсетях информации журналистского расследования, содержащего персональные данные силовиков. Депутат считает, что законопроект вызван событиями в Белоруссии, где протестующие против президента Александра Лукашенко создали Telegram-канал для публикации персональных данных силовиков, участвовавших в подавлении протестов.

В России также предпринимались попытки деанонимизации силовиков, принимавших участие в разгоне несанкционированных митингов, связанных с выборами в Мосгордуму в 2019 году. А в конце 2020 года были опубликованы расследования, касающиеся предполагаемого отравления Алексея Навального и основанные на анализе данных об авиаперелетах и телефонных переговорах сотрудников силовых структур. В связи с этим были возбуждены как минимум два уголовных дела о торговле сведениями из служебной базы данных «Розыск-Магистраль», а полицейских из Самары и Санкт-Петербурга обвинили в превышении должностных полномочий и злоупотреблении ими (ст. 286 и ст. 285 УК).

Редактор интернет-издания Sota Vision Алексей Обухов заявил, что новые поправки к КоАП не повлияют на регулярный выпуск расследований — «множество информации находится в открытом доступе, главное уметь искать». Другие журналисты отмечают, что новые запреты приведут лишь к переходу расследователей на независимые и иностранные блог-платформы, а сами расследователи будут продолжать деятельность, переехав за границу.

«Люди уже устали от штрафов». На «письма счастья» хотят установить лимит

В прошлом году в России было выписано 145 млн штрафов, то есть на каждого россиянина, включая младенцев и стариков, пришлось по одному штрафу за нарушение ПДД. По данным экспертного центра Probok.net число штрафов в нашей стране ежегодно увеличивается на 20%.

Эксперты при этом считают, что много штрафов — это результат неправильной организации дорожного движения. Бороться с проблемой предлагают по-разному, в том числе и с помощью введения лимитов на количество выписываемых постановлений по регионам.

По мнению руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, ничем не ограниченное количество штрафов провоцирует только увеличение их количества. Причем проблема касается не только водителей, но и пешеходов.

«Хочется штрафовать за новые и новые административные составы. А если составы закончатся — то будет причина придумать новые, прописать их в КоАП. Пешеходы зря думают, что это закончится водителями. Камеры уже могут распознавать лица и присылать письма, и есть желающие сделать государственно-частное партнерство и бесконечно продолжать выкачивать деньги из людей», — написал Шумский на своей странице в Facebook.

По его словам, можно штрафовать пешехода за переход на красный свет, потому что он устал ждать две минуты на однополосной улице, а можно просто изменить время работы светофора, чтобы столько ждать пешеходу не приходилось.

«Но на этом не заработаешь. Так же и с водителями, штрафы совершенно дестимулируют заниматься организацией дорожного движения, проще все списать на нерадивых людей, менталитет у нас такой», — уверен Шумский.

На самом деле, штраф, по его словам, — это ошибка не водителя, а инженера-проектировщика. Потому что он спроектировал улицу, на которой ездят с превышением скорости, поворачивают из другого ряда или проезжают под кирпич. Поэтому систему штрафов нужно изменить, ввести лимиты, например, чтобы в России в год выписывали не более 70 млн штрафов. Далее — распределить лимиты по городам и смотреть, на что лучше их расходовать.

Дорожный эксперт считает, что лимиты — очень правильный мировой тренд, который только начинает появляться и было бы здорово сразу внедрить его в России. После того как Александр Шумский публично высказал свою идею, с ним связались несколько депутатов Госдумы, которые выразили готовность прописать идею о лимитах на штрафы в отдельный законопроект и обсудить его рассмотрение в самое ближайшее время.

«Нам уже звонили из Госдумы. Речь идет о том, чтобы остановить бесконечный поток штрафов. Если вы штрафуете людей и говорите «люди сами виноваты», то у вас нет никакого стимула, чтобы улучшать ситуацию — вы можете так же плохо наносить разметку, плохо регулировать светофоры и организовывать движение. И потом просто штрафовать людей», — объяснил Шумский в беседе с Autonews.ru.

Читайте также  Новый возрожденный datsun: продажа datsun в наши дни

По его словам, Россия опережает по количеству штрафов все страны мира. За прошлый год в нашей стране было выписано штрафов больше, чем в Германии, Англии и Франции вместе взятых.

«В прошлом году было 145 млн штрафов, в следующем году будет уже 160 млн. А через два года будет уже 200 млн штрафов. Даже люди, которые раньше говорили «ну ты не нарушай и не будет штрафов», стали получать штрафы и возмущаться системой наказания вместо системы предупреждения», — говорит эксперт.

Самые популярные спорные штрафы минувших месяцев — невидимая разметка, когда автомобилисты не видят полос на дороге из-за снега, а камеры знают, что они там есть и выписывают штрафы за пересечение разметки. С такими жалобами водители все чаще обращаются в экспертный центр Probok.net.

«Количество штрафов такое гигантское, что люди от них уже устали», — говорит глава центра Александр Шумский.

Систему лимитов на штрафы придумали не российские эксперты. По данным нашего собеседника, лимиты активно практикуют в Швеции в рамках программы нулевой терпимости. Главная мысль в том, что человек всегда ошибается. И важно эти ошибки предотвращать.

«Раз у нас такое количество штрафов, давайте подумаем о том, чтобы установить лимиты. Например, для Калуги установить лимит в 50 тысяч штрафов в год. И местные власти посчитают, что много людей на дорогах гибнут из-за превышения скорости, значит основная часть лимита пойдет на штрафы за скорость. Если этот лимит город выбирает за два месяца, то значит есть проблемы — плохо организовали движение. Если из 100 машин нарушает 20, то это не водители неправильные, а с организацией движения что-то не так», — говорит Шумский.

Первостепенно, по словам эксперта, надо перестать гордиться показателями штрафов. Потому что сейчас происходит именно так, а должно быть наоборот. А это значит, что власти вообще не занимаются организацией дорожного движения.

Сейчас экспертный центр изучает зарубежный опыт и составляет научное обоснование идеи лимитов по штрафам. Следующим шагом станет вынесение обсуждения данной инициативы на площадку Госдумы и создание законопроекта.

Не все эксперты автомобильной отрасли поддерживают идею с лимитами. Некоторые считают, что установка лимитов по штрафам никак не изменит так называемую «палочную» систему, а только ограничит ее. В этом уверен и руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

«Система лимитов не будет работать. Мы в ОНФ разрабатывали и представляли в Минюст гораздо более рабочую идею об изменении системы штрафов — предлагали отказаться от повсеместной рассылки штрафов и ввести систему предупреждений через те же постановления. То есть не наказывать человека рублем, а предупреждать его, пока он не наберет пять штрафов в год. И только после пяти предупреждений уже выписывать денежное наказание. Таким образом количество штрафов уменьшилось бы на 80%. Потому что в этом деле надо менять систему, а не просто ограничивать количество выписываемых штрафов», — объяснил Шкуматов Autonews.ru.

По его словам, рабочая группа ОНФ «Защита прав автомобилистов» разработала целую систему администрирования наказаний за нарушение ПДД. Автомобилистов и нарушения хотят делить по категориям. В категории небольших нарушений (пересечение разметки, стоп-линии, небольшое превышение скорости) предложили не выписывать денежного наказания, пока человек не наберет пять предупреждений. При этом за серьезные нарушения, например, проезд на красный свет, штраф все равно будет.

Для злостных нарушителей, которые получают по 50 и более постановлений в год, рабочая группа предложила усилить контроль с привлечением сотрудников ГИБДД. Свои идеи общественники озвучили представителям ГИБДД и даже получили одобрение на некоторые инициативы. Документы были отправлены в Минюст, который пока не дал оценки новой идее администрирования штрафов.

Депутаты предложили увеличить штрафы за неподчинение полицейскому: сидите лучше дома

В Госдуму внесены законопроекты об ужесточении КоАП

Невыполнение требования сотрудника правоохранительных органов будет обходиться россиянину в 4 раза дороже, чем сейчас. А нарушение новых жёстких правил проведения уличных акций может привести к уголовной ответственности. В Госдуму внесены и будут приняты два законопроекта об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях. Правительство их поддержало.

Фото: Наталья Мущинкина

Автором обеих свеженьких инициатив стал депутат Дмитрий Вяткин («ЕР»), который на прошлой неделе уже внес в парламент два законопроекта, существенно ужесточающих правила проведения уличных акций. Теперь дошло дело и до ужесточения административный ответственности. Весь этот пакет будет принят, сомневаться не приходится. К уверенности коллег г-на Вяткина по депутатскому корпусу в том, что «всё это из Кремля», добавился ещё один аргумент: положительные отзывы правительства, поддержавшего предложенные единороссом изменения в КоАП.

Какие изменения?

Сначала обратим внимание на идею в 4 раза увеличить штрафы за неповиновение законному требованию или распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника ФСИН или росгвардейца. А требования правоохранителей (даже законные) могут быть самыми разнообразными — например, прекратить курить в общественном месте. Сейчас статья 19.3 КоАП за неподчинение этим требованиям обещает гражданам от 500 до 1000 рублей штрафа, альтернатива — арест на срок до 15 суток. «Такой размер штрафа не соответствует степени потенциальной опасности соответствующих деяний, их возможным негативным последствиям и не обеспечивает превентивную функцию законодательства об административных правонарушениях»,- считает г-н Вяткин. 1000 рублей, по его мнению — это мало, потому что из-за мягкости наказания россияне игнорируют законные требования сотрудников правоохранительных органов, что «подрывает основы управления в государстве, препятствует исполнению представителями власти своих служебных обязанностей и может повлечь более серьезные последствия, включая срыв проведения оперативно- разыскных и следственных действий, невозможность осуществления профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка и общественной безопасности». Цитаты — из пояснительной записки к одной из двух сегодняшних инициатив.

Вывод: штраф для граждан следует увеличить до 2-4 тысяч рублей, арест в качестве альтернативы оставить, и ещё дать суду возможность приговаривать нарушителя к обязательным работам на срок от 40 до 120 часов.

Такие же по величине штрафы будут грозить и за пренебрежение законным требованиям сотрудника ФСБ и ФСО. А повторное (то есть второе в течение года) неповиновение представителю правоохранительных органов, если его допустил участник массового уличного мероприятия, обойдется в два раза дороже, чем обходится сейчас: 10-20 тысяч рублей штрафа вместо 5-10 тысяч. Альтернатива в виде ареста (уже на срок до 30 суток) остается…Тут любопытно, что увеличение повторного штрафа предусмотрено только для митингующих.

Дальше — больше. В хорошо известной статье 20.2 КоАП, где перечислены наказания за разнообразные нарушения правил проведения уличных акций, санкционированных и несанкционированных, появятся сразу три новых состава.

«МК» уже писал о том, что власти решили обязать организаторов любых уличных акций (хоть пикетов с тремя участниками, хоть демонстраций в сотню тысяч человек) при подаче уведомления о своем намерении указывать номер специального счета, на который должны собираться средства на проведение этой акции, а потом сдавать отчет об использовании собранных средств. Так вот, если организатор акции взял деньги от тех, от кого брать их нельзя, если он не сдал положенный отчет или сдал его не вовремя, или сдал вовремя, но «в неполном объеме или в искаженном виде», он будет оштрафован на 10-20 тысяч рублей. Альтернатива — обязательные работы на срок до 40 часов. Организатором акции может быть партия или другое какое общественное объединение, имеющее юридическое лицо: их смогут оштрафовать на сумму от 70 до 200 тысяч рублей.

Читайте также  В какой фирме лучше арендовать автомобиль?

А если деньги на счет перечислит какой-то гражданин или организация, которые права финансировать проведение уличных акций будут лишены (организации и граждане — «иностранные агенты», россияне младше 16 лет, и т.д.), их тоже оштрафуют: физических лиц на 10-15 тысяч рублей, а организацию — на 50-100 тысяч рублей.

И, наконец, отдельно в статье 20.2 предлагается прописать ответственность (20-30 тысяч рублей штрафа или обязательные работы на срок до 50 часов) для россиян, которые решат прикинуться журналистами и в ходе публичной акции будут использовать «отличительный признак представителя СМИ». Как должен выглядеть этот признак — неизвестно, г-н Вяткин хочет наделить МВД правом потом решить вопрос по согласованию с Роскомнадзором и Союзом журналистов России. Протоколы по данному составу будут составлять полицейские, а решения о наказании выносить суд.

Правительство поддержало все предложения единоросса.

Кстати, перечисленные в статье 20.2 КоАП нарушения правил проведения уличных акций (а значит, и те, что появятся в этой статье после того, как инициативы г-на Вяткина станут законами) могут привести и к возбуждению уголовного дела. Есть в Уголовном кодексе статья 212.1, она обещает до 5 лет лишения свободы тем, кто более двух раз в течение полугода наказывался по 20.2 КоАП за любое, самое ничтожное нарушение вроде участия в мирной несанкционированной акции. А приговор по ней является основанием для поражения в избирательных правах. Дело в том, что с весны 2020 года 212.1 УК включена в перечень тех составов преступлений, которые на пять лет после снятия судимости лишают граждан РФ права на участие в выборах в качестве кандидата — выборах любого уровня, от муниципальных до президентских.

«Сидите дома, россияне» — такой сигнал подают власти внесенными законопроектами.

Госдуме предложили увеличить штрафы за все нарушения ПДД

«Единая Россия» внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий увеличение штрафов практически за все нарушения правил дорожного движения. Штрафы планируется увеличить как для водителей, так и для пешеходов. В представленный в Госдуму документ депутаты включили все законодательные инициативы, предлагавшиеся различными фракциями и ГИБДД за последние пять лет. Как отмечает газета «Коммерсантъ», это изменение Кодекса об административных правонарушениях может стать крупнейшим с 2007 года.

В первую очередь депутаты намерены бороться со злостными нарушителями, введя в действие балльную систему, аналогичную той, которая действовала в СССР. В частности, за каждые сто рублей штрафа водителю будет начисляться один балл. Если автовладелец за год наберет 200 баллов, он будет лишен водительских прав на год. По словам зампреда комитета по госстроительству Вячеслава Лысакова, штрафные баллы будут начисляться только за опасные нарушения, например, выезд на встречную полосу или превышение скорости более чем на 60 километров в час.

Кроме того, 20-страничный законопроект предполагает введение более жестких санкций за повторные нарушения ПДД. Например, за повторное превышение максимальной разрешенной скорости более чем на 60 километров в час водителя будут штрафовать уже не на пять, а на десять тысяч рублей. Повторный проезд на красный свет обойдется в пять тысяч рублей (сейчас ─ тысяча рублей). Как пишет «Коммерсантъ», чтобы лишиться прав водителю в течение года необходимо будет пять раз проехать на красный свет или три раза превысить разрешенную скорость на 60 километров в час.

Новый проект поправок к КоАП также предлагает улучшить систему наказаний за превышение разрешенной скорости. По словам Лысакова, штрафные санкции к нарушителям в этом случае необходимо применять только при превышении разрешенной скорости более чем на 20 километров в час, поскольку все показатели ниже этого значения лежат в рамках погрешностей измерительных приборов. В настоящее время градация штрафов за превышение скорости ведется в диапазонах 10-20, 20-40, 40-60 и более 60 километров в час.

Согласно новой системе, предлагаемой депутатами, появится новое правонарушение ─ превышение разрешенной скорости более чем на 80 километров в час. В этом случае водитель должен будет заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей и лишиться водительских прав сроком на шесть месяцев. При этом повторное нарушение будет караться штрафом в двойном размере. Кроме того, разговор по телефону за рулем предлагается облагать штрафом в размере трех тысяч рублей (сейчас 300 рублей), а езду без прав ─ 5-15 тысяч рублей (сейчас 300 рублей или предупреждение).

Наконец, законопроект предполагает возможность применения к водителю одновременно сразу нескольких видов санкций. В настоящее время за одно и то же нарушение судья не имеет право оштрафовать автовладельца и лишить его прав. Если новые поправки КоАП будут приняты и вступят в силу, то суды получат возможность штрафовать водителей, пойманных за управлением автомобилем в нетрезвом состоянии, на 50 тысяч рублей и лишать их водительских прав. Если поправки будут приняты Госдумой, они вступят в силу уже 1 июля 2013 года.

Последнее масштабное изменение КоАП было произведено в 2007 году. Необходимость внесения значительного количества поправок депутаты объясняли необходимостью бороться с высокой аварийностью на дорогах. После изменения КоАП аварийность на дорогах начала снижаться, однако все равно держится на относительно высоком уровне ─ в среднем ежегодно в ДТП гибнет около 28 тысяч человек. Нынешние поправки учитывают и новые законодательные инициативы по ужесточению борьбы с нетрезвым вождением.

В середине февраля 2013 года на рассмотрение Госдумы был внесензаконопроект, предполагающий отмену действующей законодательной нормы о нулевом промилле. Документ предполагает введение минимальной нормы в 0,2 грамма спирта на литр крови и 0,1 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха, при которой водитель не будет подвергаться наказанию. При этом документ поддерживает другие законодательные инициативы, предполагающие ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде.

1 июля 2012 года в России вступили в силу новые поправки в КоАП, предполагающие ужесточение наказания за некоторые нарушения ПДД. Были увеличены штрафы за несоблюдение требований дорожной разметки, парковку на пешеходном переходе и вблизи остановок общественного транспорта, выезд на встречную полосу и превышение разрешенной скорости в жилых зонах.

Штрафы за незаконные свалки предложили увеличить вдвое

К выявлению нарушителей могут привлечь видеокамеры

ФОТО: ИГОРЬ САМОХВАЛОВ / ПГ

С незаконными свалками борются, но пока ликвидируют одни мусорные кучи, новые вырастают как грибы. Поэтому депутаты Московской городской и Московской областной думы собираются внести в Госдуму законопроект, который повышает штрафы для граждан за ущерб природе и вводит наказания для тех, кто выбрасывает отходы прямо из автомобилей, стало известно на заседании Мособлдумы 18 марта. Причём фиксировать такие проступки могли бы дорожные камеры.

В Госдуме и в Совете Федерации согласились, что бороться с мусором в неположенных местах, в том числе на трассах, надо. Как это намерены делать, разбиралась «Парламентская газета».

Маловато будет?

Незаконные свалки, где систем фильтрации нет и в помине, отравляют природу и местных жителей. Например, в декабре прошлого года на помойку пожаловались в деревнях Гульнево, сёлах Старо и Подгорное под Дмитровом. Зловонные пары дотянулись туда с территории заброшенного парк-отеля «Авест», где накопилось 1200 кубометров отходов. Чтобы вывезти такой объём, среднему мусоровозу нужно совершить 75 поездок. Причём хранился мусор прямо с рекой Волгуша, что грозило ещё и отравлением воды. Нарушителей удалось найти по камерам системы «Безопасный регион», рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Министерства экологии и природопользования Московской области. Компанию «СК «Леон»», владевшую техникой, на которой свозили отходы, оштрафовали на 110 тысяч рублей. Привлекли к ответственности и владельцев участка, так как они не охраняли свою территорию. До конца года свалку ликвидировали, причём за счёт нарушителей. Отходы вывезли на перерабатывающий комплекс.

Читайте также  Обзор "дальневосточной дорожно-строительной компании": особенности, услуги, отзывы

В целом в Подмосковье за прошлый год убрали 4988 незаконные свалки, сообщили в пресс-службе. По сравнению с 2019 годом стихийных помоек стало на 64 процента меньше. Но проблема остаётся — за год выявили ещё 4534 незаконных скоплений отходов.

Чаще всего сваливают в неположенном месте именно строительный мусор. Поэтому правительства Москвы и Подмосковья подписали соглашение, по которому в регионах должна появиться единая автоматизированная система их учёта. Отправлять куски рубероида, битый кирпич и другие остатки стройматериалов можно будет только на площадки, внесённые в специальный реестр. Для транспортировки понадобится получать электронные билеты. В системе станут фиксировать и количество отходов, чтобы нельзя было увезти часть груза «налево». «По поручению губернатора развернули громадную работу. Установлено больше 200 фотоловушек, которые начинают запись при срабатывании датчиков движения. Рейды проходят круглосуточно», — рассказали в пресс-службе Минэкологии региона.

Проблема и в том, что сейчас штрафы гораздо меньше ущерба от выброшенного где попало мусора, передаёт слова председателя Мособлдумы Игоря Брынцалова пресс-центр палаты. В Подмосковье с января 2019 года по август 2020-го нарушителей оштрафовали на 12,3 миллиона рублей, а вред от их действий оценили в 287,2 миллиона. В Новой Москве за тот же период назначили штрафы на 725 тысяч рублей и изъяли 30 машин. При этом только за 2019 год на ликвидацию незаконных свалок потратили 345 миллионов рублей, вывезя 495 тысяч кубометров мусора.

Депутаты Московской городской Думы и Московской областной Думы хотят ужесточить ответственность для желающих помусорить. Сейчас граждан штрафуют за ущерб окружающей среде на 1-2 тысячи рублей, а региональные законодатели предлагают повысить штрафы до 2-3 тысяч рублей. Если же нарушителя поймают второй раз, его смогут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, говорится в сообщении Мособлдумы. Сейчас повторное наказание составляет 2-3 тысячи рублей.

Также в Кодексе об административных правонарушениях хотят прописать отдельные санкции для людей, которые выбрасывают мусор прямо из автомобилей. По готовящему законопроекту гражданин поплатится за это 10-15 тысячами рублей, а если он продолжит в том же духе, уже 20-30 тысячами. Для предпринимателей штраф составит 20-30 тысяч рублей, а за второе нарушение — 40-60 тысяч с конфискацией транспортного средства. Если же мусор сбрасывает в неположенном месте организация, её ждёт санкция в размере 30-50 тысяч, а за повторный проступок — 60-100 тысяч рублей, тоже с конфискацией транспорта.

Ещё более суровые наказания, по идее региональных парламентариев, должны ждать нарушителей, которые поедут сбрасывать мусор на грузовике или с прицепом — ведь они могут причинить природе более значительный ущерб. Для граждан штраф составит 40-50 тысяч рублей (60-70 тысяч — за повторный проступок), для предпринимателей — 60-80 тысяч (80-100 тысяч с изъятием грузовика или прицепа, если нарушить закон ещё раз), компаний — 100-120 тысяч рублей (150-200 тысяч с конфискацией для тех, кто не исправился после первого наказания).

А вычислить тех, кто швыряет мусор прямо из автомобиля, смогут, в том числе, камеры. Если средство видеофиксации снимет, как отходы выбрасывают из легковой машины, её собственник получит штраф в10 тысяч рублей, а если из грузовика — то 100 тысяч. В случае повторного нарушения сумма вырастет до 20 тысяч и 150 тысяч рублей соответственно. Сейчас автовладельцы получают штрафы, зафиксированные с помощью камер, за игнорирование правил дорожного движения.

По словам депутата Мособлдумы Александра Баранова, инициативу рассмотрят на одном из ближайших заседаний регионального парламента, потом проработают пакет документов вместе с коллегами из Мосгордумы и внесут его на рассмотрение федеральными законодателями.

Самый простой способ поймать нарушителя

В Государственной Думе и Совете Федерации оценили предложения региональных коллег. Идею будущего законопроекта поддержал глава Комитета палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. «Некоторые люди, не обладающие достаточной культурой или ленивые, выбрасывают мусор из автомобилей и в неположенных местах. В итоге приходится делать дополнительную работу по расчистке территорий. А инициатива может помочь дисциплинировать наших граждан», — сказал сенатор «Парламентской газете».

По его мнению, можно использовать и камеры. «Они фиксируют номера автомобиля и высылают штраф. Это наиболее простой и понятный способ администрирования таких вопросов», — считает Алексей Майоров.

Дороги сегодня завалены мусором, признал глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. «Отходы оттуда никто не убирает, и это очень серьёзная экологическая проблема. Даже с точки зрения эстетики — когда едешь, такое ощущение, что на обочине несанкционированная свалка. Поэтому я поддерживаю действия, направленные на борьбу с проблемой и минимизацию ущерба, который наносится окружающей среде», — сказал законодатель «Парламентской газете».

Но саму инициативу ещё надо изучить — насколько реализуемы механизмы и справедливы предлагаемые санкции, отметил Бурматов. По его словам, депутаты займутся этим, как только документ поступит в Госдуму. «В любом случае направление актуальное, тема крайне болезненная, поэтому оставлять её так просто нельзя», — заключил парламентарий.

А как у них

В прошлом году на сайте нацпроекта «Экология» опубликовали любопытную подборку стран, в которых мусорить дороже всего. Так, в США за выброшенный из окна автомобиля окурок могут оштрафовать на 500 долларов (около 37 тысяч рублей). А злостного нарушителя могут даже посадить в тюрьму на месяц.

Европейцам тоже невыгодно загрязнять окружающую среду. Во Франции за оставленный на дороге мусор придётся заплатить примерно 70 евро (6,2 тысячи рублей). Жителей Австрии могут оштрафовать на сумму до 1000 евро (88 тысяч рублей) как за брошенную обёртку, так и за отказ убирать за своими питомцами. В Великобритании гражданин поплатится суммой в 80 евро (7 тысяч рублей), если намусорит слегка, и 400 евро (35 тысяч рублей), если устроит незаконную свалку. В Ирландии людей, оставивших после себя завалы отходов, может ждать особо серьёзное наказание — от штрафа 5000 евро (440 тысяч рублей) до 12 месяцев тюрьмы.

В Швейцарии наказание тоже зависит от объёмов мусора, выброшенного в неположенном месте. Штрафы могут быть от 300 до 20000 франков (24 тысячи — 1,6 миллиона рублей). А урон от нарушений правил обращения с отходами власти страны оценивали в 200 миллионов франков (15,9 миллиарда рублей) в год.

В Германии штрафы поменьше. Например, в Вестфалии за мусор в неположенном месте придётся заплатить 10-25 евро (880 рублей — 2,2 тысячи рублей). Зато за старую мебель или технику, оставленные в неположенные дни, когда их не может забрать специальный фургон, оштрафуют уже на 50-300 евро (4,4-26,4 тысячи рублей).