По прогнозам экспертов цены на бензин в 2014 году вырастут на 8%

Бензин в России подорожал вопреки падению рублевой цены на нефть

В ноябре 2014 года бензин на российских АЗС, по данным Росстата, подорожал в среднем на 0,7%. Рост розничных цен был отмечен в 70 из 85 регионов России, при этом в некоторых регионах их прирост оказался значительно выше среднего по стране. Так, например, в Магаданской области цены подскочили за один месяц сразу на 11,1%.

В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин автомобильный за ноябрь стали выше на 0,9%. Наиболее высокими в ноябре 2014 года оставались цены на бензин на Чукотке, где литр топлива стоил в среднем 51,13 руб. В Магаданской области средняя цена бензина составляла 45,38 руб. за литр, в Якутии – 42,23 руб. Наименьшая средняя цена на бензин, зафиксированная в Омской области, составила 30,13 руб. за литр.

В целом по России бензин на заправках за январь-ноябрь 2014 года подорожал на 9,9%, а популярный Аи-95 – сразу на 10,7%.

В отчете Росстата отмечается, что рост розничных цен на бензин происходил несмотря на продолжащееся снижение цен на нефть. Если в конце января 2014 года тонна нефти продавалась в России за 11 тыс. 604 руб., то в ноябре – лишь за 10 тыс. 215 руб. По данным Росстата, только в ноябре 2014 года цены производителей на нефть снизились на 8,1% (с начала года — на 7,1%).

Мировые цены на российскую нефть марки Urals снизились с начала 2014 года более чем на 47% – 1 января баррель Urals стоил $108,82, к 24 декабря его стоимость упала до $56,9.

По данным Росстата, за последний год (с ноября 2013 по ноябрь 2014 года) разница между ценами производителей на бензин и нефть выросла с 2,1 до 2,5 раза.

Цены производителей за ноябрь 2014 года снизились в среднем на 1,6%. К концу ноября литр отпускаемого с российского НПЗ бензина стоил в среднем 19,14 руб., тогда как месяцем ранее его цена составляла 19,63 руб. За январь–ноябрь цены производителей бензина выросли на 25,9% – с 14,47 руб. до 19,14 руб.

9 декабря 2014 года президент России Владимир Путин на заседании правительства страны выразил недовольство ростом розничных цен на нефтепродукты при падении мировых цен на нефть и снижении оптовых цен на бензин и дизтопливо. «На 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты – при снижении мировых цен на нефть на 35%. Но и это еще не все. Это не вызывало бы особых вопросов, хотя они, безусловно, есть, но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» – возмутился Путин, поручив Федеральной антиминопольной службе (ФАС) в постоянном режиме заниматься контролем за уровнем цен.

В тот же день ФАС призвала российские нефтекомпании привести цены на своих АЗС в соответствие с ситуацией на рынке. Еще через день глава «Роснефти» Игорь Сечин заверил, что компания не позволяет себе спекуляций на рынке нефтепродуктов с целью повышения цен и пообещал удерживать самые низкие цены на заправках компании. «Я рассчитываю, что ФАС, которой президент поручил провести расследование, разберется, а мы, в свою очередь, будем поставлять самые дешевые нефтепродукты на наших заправках», – цитировал Сечина ТАСС.

Остальные компании также заявили о снижении цен на своих АЗС. По словам представителей ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», на их заправках цены снизились примерно на 50 коп. за литр. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), розничные цены на Аи-92 и Аи-95 в Москве с 8 по 12 декабря снизились на 31 и 26 коп. соответственно, так что средняя цена Аи-92 составила 33,08 руб., Аи-95 – 35,96 руб. К 22 декабря литр Аи-92 подешевел в столице до 33 руб., литр Аи-95 – до 35,86 руб.

Однако, по мнению экспертов, уже в январе 2015 года снижение цен на заправках может смениться ростом. «С Нового года вырастает налоговая нагрузка на нефтяные компании. Это приведет к росту оптовых цен, из-за чего, скорее всего, поднимутся и розничные цены. В 2014 году оптовые цены в Москве выросли на 12–15%, розничные – до 8%. Объективных факторов снижения цен в рознице не было, не считая указания президента», – объяснял президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Ранее чиновники Минфина заявляли, что из-за налогового маневра бензин может подорожать в рознице примерно на 3 руб. за литр, или на 10%. Но резкого повышения именно на такую величину не произойдет, говорит источник РБК на топливном рынке. Он утверждает, что крупные игроки будут с оглядкой друг на друга повышать цены.

Региональные владельцы АЗС подтянутся к ценовому взлету вслед за своими поставщиками – крупными компаниями, рассказали РБК несколько региональных операторов, работающих от Крыма до Сибири.

Чиновники правительства уже готовы к повышению цен на топливо. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что ожидается «разумный рост цен на бензин – порядка 10%, может быть, чуть больше вследствие курсовых изменений». Министр энергетики Александр Новак также спрогнозировал 10-процентный рост цен на бензин в течение 2015 года.

Ранее аналитики Morgan Stanley снизили прогноз по средней стоимости нефти в 2015 году до $70 за баррель, а аналитики рейтингового агентства Fitch – до $83 за барр. По данным подготовленного Reuters консенсус-прогноза, среднегодовая стоимость нефти составит в 2015 году $74 за барр., при этом всю первую половину года цены будут держаться заметно ниже этой отметки.

В ходе вчерашних торгов на бирже ICE стоимость барреля нефти Brent снижалась до $59,37. Торги закрылись на отметке $60,18 за барр., что на 2,46% ниже уровня закрытия предыдущих торгов. Сегодня торги на ICE не проводятся в связи с празднованием Рождества.

Цены на бензин по данным Росстат

Рост цен топлива всегда беспокоит граждан России, так как это связано всегда не только с дополнительными расходами владельцев автотранспорта, но также и с повышением стоимости всех продовольственных и непродовольственных товаров. Связано это с доставкой продукции в розничные точки торговли и закладыванием в цену транспортировки.

На сегодняшний день Росстат предлагает следующую статистику того, как вели себя показатели на дизельное топливо, бензин и остальные виды ГСМ в России за последние 20 лет.

Актуальные показатели

Рассматривая средний показатель цен на бензин по статистике за последние почти 20 лет становится очевидно, что его стоимость находится в постоянном росте. Такая же ситуация обстоит с дизельным топливом. Чтобы в этом убедиться, предлагаем посмотреть на данные от Федеральной службы государственной статистики.

Бензин

Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:

Читайте также  Восход 3м тюнинг двигателя
Год Цена Год Цена
2002 7,58 2012 26,56
2003 9,06 2013 27,91
2004 12,46 2014 40,41
2005 14,32 2015 32,23
2006 15,75 2016 33,59
2007 17,01 2017 35,22
2008 17,41 2018 37,74
2009 19,16 2019 39,42
2010 20,09 2020 40,13
2011 24,65 2021 42,84

Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:

  • 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
  • В 2014 году выросла до 32,2.
  • В 2015 составляла уже 33,3 руб.
  • В 2016 поднялась до отметки в 34,7.
  • В 2017 году – 36,5.
  • И уже в 2021 – 44.

Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.

Дизель

Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:

  • 2013 год – дизтопливо стоит 31,5 руб.
  • 2014 год – взлетает до отметки 33,8.
  • 2015 год – 34,9.
  • 2016 год – 36,8.
  • 2017 год – 38,7.
  • 2018 год – 39,34.
  • 2019 год – 44,14.
  • 2020 год – 46,3.
  • 2021 год – 49,4.

На графике отражена динамика роста на тот период времени.

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать покупательскую способность граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Прогноз

Что касается прогнозных данных, то, в ближайшие 5 лет ожидается дальнейший рост цен на бензин.

Так МинЭнерго дает следующие прогнозные показатели:

  • Инфляция на 2022 год планируется порядка 4%. Поэтому, и цены на бензин вырастут приблизительно в этих отметках.
  • В 2023 году прогнозная “вилка” будет находиться от 48,37 до 50,19 руб.
  • К 2024 году от 48,67 до 51,41.

Как видно из прогнозных данных, не стоит ожидать даже незначительного замедления темпов роста. Стоимость горюче-смазочных материалов будет непрерывно повышаться, подтягивая за собой цены на все остальные группы продовольственных и непродовольственных товаров.

Горючий рост: как за десять лет в России изменились цены на бензин

Менее чем за десять лет бензин на российских автозаправках подорожал почти на 70%. Так, по данным Росстата, ещё в конце 2011 года средняя розничная цена топлива АИ-92 составляла 26,49 рубля за литр, а по итогам марта 2021-го достигла 44,78 рубля. За это же время стоимость литра горючего АИ-95 выросла с 28,45 до 48,32 рубля.

Отчасти это было связано с естественными экономическими причинами. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов.

«Инфляция касается всех сфер экономики без исключения — растут затраты на модернизацию оборудования, зарплаты работников, добычу и транспортировку энергоносителей. Все эти факторы в итоге приводят к росту конечной цены топлива», — подчеркнул эксперт.

Помимо этого, одной из причин повышения стоимости горючего стало увеличение налоговой нагрузки на производителей нефтепродуктов. Об этом RT рассказал аналитик компании Virgin Oil Group Андрей Гордеев.

Читайте также  Покраска авто как элемент тюнинга

«Во-первых, стоимость акцизов заметно выросла за эти годы для производителей, а сам принцип их начисления изменился. В 2011 году акцизы стали считать исходя не из октанового числа (показывает устойчивость топлива к воспламенению под высоким давлением), а из класса экологической безопасности. Такая реформа заметно подняла стоимость горючего. Также свою роль сыграло планомерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)», — пояснил Гордеев.

По его словам, рост НДПИ привёл к увеличению себестоимости продукции, что обернулось подорожанием бензина в рознице. Кроме того, определённую роль сыграли экспортные пошлины, которые повышало правительство в попытке ограничить поставки горючего за рубеж и полностью обеспечить топливом внутренний рынок страны.

Стоимость бензина в России продолжала расти даже в условиях резкого падения мировых цен на нефть, как в 2014, 2015 и 2020 годах. Такое положение дел эксперты в первую очередь объясняют высокой долей налоговой составляющей в конечной цене горючего на заправках.

«В России стоимость бензина не привязана к динамике мировых цен на нефть. Поэтому и при низких нефтяных котировках, и при высоких стоимость топлива внутри страны растёт. Дело в том, что, помимо самой нефти, в одном литре бензина 70% стоимости составляют налоговые платежи, 5—7% — прибыль производителей и ещё порядка 10% — заработок АЗС», — объяснил RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

С 2012 по 2013 год темпы подорожания бензина в России были умеренными и находились вблизи 6—7%. Между тем в 2014-м розничные цены на автомобильное топливо в стране подскочили сразу почти на 9%. Как отмечают специалисты, это произошло в результате резкого ослабления рубля.

«В 2014 году на фоне значимого снижения курса рубля по отношению к доллару и евро производителям стало выгоднее продавать горючее за рубеж. Так на внутреннем рынке возник дефицит, что и привело к росту цен. В этот же момент как раз начала дешеветь нефть, но поставщики повышали оптовые и розничные цены в попытках компенсировать падение курса нацвалюты», — объяснил Андрей Гордеев.

Рынок под контролем

После 2014 года темпы подорожания бензина в России временно замедлились. Так, в 2015-м средняя розничная стоимость горючего выросла только на 4,8%, а в 2016-м — на 3,8%. Впрочем, после этого на рынке топлива вновь наметилось ценовое ускорение. В 2017 году бензин в стране подорожал на 7,3%, а в 2018-м — сразу на 9,4%.

Для решения возникшей проблемы правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. Вместе с тем нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты за рубежом.

На этом фоне с 1 января 2019 года власти запустили так называемый демпфирующий механизм. В рамках инициативы государство стало возмещать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

Таким образом, если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, нефтяники получают компенсацию из бюджета. При более высоких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли. Такое положение дел позволяет избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей.

В результате действия демпфирующего механизма рост цен на горючее в России удалось замедлить в несколько раз. Так, в 2019 году топливо в стране подорожало лишь на 1,9%, а в 2020-м — на 2,5%. Более того, с 1 мая 2021 года для дополнительного сдерживания цен на горючее правительство намерено скорректировать формулу компенсирующего механизма.

Как объясняют эксперты, в демпфере заложена так называемая индикативная оптовая цена бензина на внутреннем рынке. На её основе власти рассчитывают сумму, которую нефтяники должны перечислять в бюджет или получать в качестве компенсации от правительства. Согласно изначальной задумке, индикативная цена должна была расти на 5% в год. Вместе с тем со временем такое повышение показателя стало невыгодным для нефтяных компаний.

«Демпфер построен так, что его действие приводит к росту оптовых цен, а розничные за ними не успевают. Пересмотр демпфера приведёт к тому, что оптовые цены будут расти меньшими темпами, следовательно, сократится и темп роста цен в рознице. В результате корректировок в дальнейшем рост цен на топливо не будет превышать размеров инфляции — это обещало государство в лице Минэнерго», — подчеркнул Артём Деев.

Газ привяжут к солярке

Полемика на эту тему произошла во время пресс-конференции «Российский рынок топлива: бензин, дизель, газ».

По мнению замминистра энергетики Кирилла Молодцова рост цены возможен. «Однако, с другой стороны, и выгода от перехода дизельных двигателей на газ тоже может быть весьма полезна из-за более низкого расхода этого вида топлива», — уточнил он. Чиновник отметил, что инициатива предложена, и в настоящее время проходит стадии согласования. «В правительство министерство уже направило эти предложения, мы ожидаем, что до конца года будет постановление, которое официально закрепит привязку цен», — рассказал он «РГ».

В то же время, по мнению замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, главное, что цена будет увеличиваться. Вступив в диалог с представителем Минэнерго, он отметил, что «цена — это показатель рынка, индикатор баланса спроса и предложения». А привязка стоимости газомоторного топлива в цене дизеля может привести к дополнительному росту цен на розничном рынке. Тем не менее определенные факторы, которые могут придержать цены, все-таки существуют, добавил Кирилл Молодцов.

«С точки зрения предложения газа на рынке я считаю, что конкуренция на газомоторном топливе может быть достаточно существенная. Это способно стимулировать рынок и не допустить большого роста стоимости газомоторного топлива», — уточнил он корреспонденту «РГ».

В то же время 2013 год на российском топливном рынке проходит без резких скачков, наблюдался рост оптовых и розничных цен, он, увы, объективен и связан с инфляцией, с увеличением акцизов, поделился с собравшимися журналистами президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «За 10 месяцев этого года в сравнении с 2012 годом оптовые цены выросли всего на 2 процента, розница — на 6-7 процентов, это полностью укладывается в ожидания. В июле-августе оптовые цены, правда, подскочили почти на треть, однако не стоит забывать о том, что в начале года они снижались, и в целом произошла взаимная компенсация», — привел он данные статистики. Одновременно, признал он, розница продолжает находиться на грани рентабельности, маржинальная доходность составляет 10-11 процентов, что даже ниже необходимого для нормальной работы. «Поэтому мы в ближайшее время ожидаем некоторого снижения оптовых цен и, возможно, стабилизации розничных», — предположил он.

Что касается 2014 года, то цены, по мнению эксперта, «конечно, будут расти. У нас нет объективных экономических факторов, которые могут привести к их снижению. Думаю, что рост будет в пределах 7-8 процентов в среднем по рынку», сделал он свой прогноз.

Читайте также  "triumph america" - мотоцикл лучших традиций британских круизеров

Сегодня цены на топливо меняются на розничном рынке в темпах, близких к темпам инфляции, согласился с ним замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

«Сейчас имеются достаточные запасы бензина и дизеля, в значительной степени смягчить ситуацию на рынке позволила и биржевая торговля топливом», — уточнил он. Чиновник отметил, что ФАС проводит постоянный мониторинг ситуации с ценами, отслеживая все возможные форс-мажорные ситуации. «В целом ситуация находится на контроле, несмотря, например, на то, что мы не можем влиять на вопросы налогообложения, акцизы, которые в последние 3-4 года и являлись основным фактором роста цен на топливо», — резюмировал он. А вот такая причина возможного роста цен как профилактическая остановка НПЗ для текущего ремонта и модернизации, в свою очередь, находится на контроле у Минэнерго. «Мы отмечаем фактическое исполнение всех соглашений, все 13 проектов в этом году находятся в графике. Фиксируется активный рост производства бензинов и дизтоплива класса Евро-4 и Евро-5. Если конкретно, то мы ожидаем небольшого прибавления объемов производства бензина (1,5 процента), дизтоплива (1-2,5 процента) по результатам этого года», — резюмировал замглавы ведомства Кирилл Молодцов.

По данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ с 7 по 13 октября выросли на 0,1 процента по сравнению с неделей ранее.

При этом рост цен в Москве в среднем составил 0,1-0,2 процента. В регионах ситуация несколько иная. Так, серьезное удорожание цен за тот же период зафиксировано в Пскове — на 1,7 процента. Но в это же время в 56 центрах субъектов Российской Федерации цены на автомобильный бензин не изменились. А в 5 столицах российских регионов зафиксировано даже снижение средней стоимости топлива на 0,1-0,2 процента — так порадовали автолюбителей в Воронеже, Чебоксарах, Кызыле, Астрахани и Махачкале. При этом средняя цена литра бензина в России по состоянию на 14 октября повысилась до уровня 30,67 рубля.

Как изменилась цена на бензин в России за 20 лет

За последние 20 лет стоимость автомобильного топлива в России зачастую росла. Сравнительный анализ цен опубликовало издание Autonews.ru. В начале 2000-х бензин стоил в среднем 8 рублей, а к 2020 году его цена достигла 46 рублей.

Как в России бензин дорожал

В 2000 году литр бензина АИ-92 стоил 7,5 рубля, АИ-95 — 8,5 рубля. Но через два года Россия вышла из соглашения ОПЕК, вслед за этим цены выросли на 15%. Следующий скачок цен произошёл уже в 2004 году. К этому моменту литр АИ-92 стоил уже 13,6 рубля, а АИ-95 — 14,46 рубля. Тогда правительству пришлось увеличивать экспортные пошлины и таким образом замораживать цены на бензин. Но позже мораторий сняли, после чего стоимость топлива вновь поднялась — в среднем до 21,5 рубля.

В конце 2008 — начале 2009 года розничные цены на бензин снизились на 25%, но потом продолжили расти. К 2010 году литр АИ-95 стоил уже 25,4 рубля, АИ-92 — 23,5 рубля. В этом Федеральная антимонопольная служба обвинила крупных производителей, которые контролировали более 30% бензинового рынка России.

В 2011 году акцизы на топливо стали считать исходя не из октанового числа, а класса экологической опасности. В итоге за три года бензин подорожал почти на 50%.

Ещё на 9% цену на топливо подняло воссоединение с Крымом. По данным Росстата, стоимость крымского бензина тогда была выше, чем в других регионах.

В декабре 2014 года президент России Владимир Путин выразил недовольство тем, что розничные цены на бензин в стране сильно выросли. Об этом он заявил на встрече с членами правительства. Тогда глава государства отметил, что увеличение стоимости происходит на фоне снижения мировых цен на нефть.

С осени 2014 и до января 2015-го стоимость топлива подешевела в два с лишним раза. В 2015 году средняя цена в России составляла 34,5 рубля за литр. Потом последовало падение цен на нефть и в начале 2016 года бензин ещё немного подешевел. Но следом за стабилизацией на рынках продолжил рост. В 2017-м его цена превысила 40 рублей за литр.

В мае 2018 года бензин стоил 41 рубль за литр, но в течение месяца резко подорожал до 44 рублей. Это было связано со скачком нефтяных цен. Тогда властям пришлось замораживать оптовые цены для сетей АЗС и вводить новые налоговые правила. Но к 2019 году АИ-95 всё равно подорожал уже до 45,67 рубля. Сейчас цены на топливо в целом стабилизировались на уровне 46 рублей. Но, по словам экспертов, рост продолжится, пишет autonews.ru.

Стабильно высокие

Цены на бензин в России слабо зависят от нефти, стоимость которой в результате «чёрного понедельника» 9 марта упала до 20-летних минимумов. В Минфине заявили, что ждать удешевления бензина в России не стоит и цены на АЗС будут «стабильными». Чтобы предотвратить демпинг, российские власти даже запретили ввозить дешёвый бензин из-за рубежа.

То, что цены на российских заправках не падают, а растут, обусловлено устройством налоговой системы страны. Значительную часть в стоимости каждого литра бензина составляют налоги и акцизы. Кроме того, в России принят механизм сдерживания цен на нефтепродукты — демпфер. По нему в случае резкого повышения экспортной стоимости нефти государство компенсирует нефтедобывающим компаниям недополученную прибыль от заморозки цен на внутреннем рынке. А вот в случае резкого падения нефтяных цен доплачивать государству начинают уже сами нефтяники. Примечательно, что совсем недавно именно так и произошло впервые за всё время существования демпферного механизма: в марте 2020 года топливно-энергетические компании доплатили в бюджет 10,5 млрд рублей.

«Причины роста понятны. Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%», — утверждал ранее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Спрос снизил предложение

За первую неделю апреля производство бензина в стране сократилось почти на 20%, сообщили в Минэнерго. Так, бензина пятого экологического класса произвели всего 648 000 тонн против 799 300 тонн неделей ранее, а на рынок отгрузили 554 200 тонн.

Такое снижение обусловлено прежде всего падением спроса: на фоне введённых из-за пандемии коронавируса ограничений россияне стали гораздо реже пользоваться транспортом. В ряде стран Европы спрос на бензин уже упал на 70%. По прогнозам Минэнерго, низкие цены на нефть и низкий спрос на топливо будут держаться примерно до сентября 2020 года.

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!