Топливные карты – практическая реализация безопасного безналичного расчета

Оплата топлива бизнес-картами

Подключите опцию «Топливное решение», получайте скидки на АЗС и контролируйте расходы на топливо

Почему это удобно

Скидки и кешбэк

Скидки на более чем 1000 АЗС по всей России и кешбэк за любые покупки

Без предоплаты

Для получения скидки не нужно вносить предоплату за объём топлива

Без дополнительных карт

Не нужно выпускать топливные карты и пополнять счёт с комиссией за перевод

Возврат НДС

Полный комплект отчётных документов для бухгалтерии и возмещения НДС предоставляется автоматически в E-Invoicing

Получайте скидки при оплате на АЗС партнёров

  • до 30% в кафе
  • до 20% на сопутствующие товары и услуги
  • до 6% на топливо

Скидка на топливо до 10% акция

Оплачивайте топливо картой Mastercard СберБизнеса и получайте дополнительные скидки и бонусы с 8 апреля 2021 года по 31 января 2022 года

Управляйте расходами на топливо

  • Выбирайте разрешённые виды топлива и сети АЗС, устанавливайте лимиты
  • Получайте аналитику по покупкам, чтобы планировать и оптимизировать расходы
  • Управляйте правами пользователей и настройками карт

Скидки и адреса партнёров на карте

Открыть карту

Как подключить опцию

Заявка на подключение

Информация и документы для подключения опции будут направлены вам в ближайшее время. Вы сможете найти их в разделе «Документооборот» интернет-банка СберБизнес

Оформите бизнес-карту

Чтобы воспользоваться опцией, оставьте заявку на выпуск или оформите самостоятельно в интернет-банке СберБизнес

Частые вопросы

«Топливное решение для бизнес-карт» — это опция, которую можно подключить к вашим бизнес-картам. Участвуйте в совместном проекте Сбербанка и компаний-партнёров и получайте преимущества:
  • скидки при покупках у партнёров (более 30 федеральных и региональных сетей по всей России, более 1000 АЗС);
  • кешбэк;
  • управление расходами на топливо в личном кабинете;
  • полный комплект документов для возврата НДС и бухгалтерского учёта;
  • единая карта для всех расходов компании.
Для получения скидки не нужна предоплата за определённый объём топлива. Не нужно думать о пополнении счёта отдельной топливной карты — деньги списываются напрямую с расчётного счёта. Так вы сэкономите на комиссии за переводы на топливные карты.
  1. Подтвердить согласие с правилами участия в интернет-банке СберБизнес, разделе E-Invoicing.
  2. Подтвердить настройки в личном кабинете.
После этого можно получать скидки и другие преимущества при покупках у партнёров.

​​​​​​​ Дополнительная информация

Выпуск отдельного специального карточного продукта не предполагается. К участию в проекте можно подключить все бизнес-карты, в том числе уже имеющиеся. Участие в проекте для клиента бесплатное — никаких дополнительных платежей или комиссий за участие в проекте и обслуживание карт не предусмотрено. Всё в соответствии с действующими тарифами банка. Правила начисления кешбэка не меняются. Клиент, участвующий в проекте, получает кешбэк в соответствии с действующими правилами для его карточных продуктов и тарифов, в качестве дополнительного преимущества — скидки у партнёров. В рамках пилотного проекта возможность запрета на совершение операций вне партнерской сети не предусмотрена. Карта, участвующая в проекте, может быть использована для оплаты товаров и услуг в любых ТСП, где принимаются банковские карты. Ограничения, установленные в личном кабинете по топливному решению распространяются только на покупки у партнёров, список которых размещен на странице.

Список партнёрских АЗС может меняться без предварительного согласования или уведомления клиента. Актуальный список партнёрских АЗС (и ТСП других категорий) размещен на сайте банка. В партнёрскую сеть входят не только АЗС, но и ТСП других категорий. Предоставление скидки не гарантируется и всегда остаётся на усмотрение партнера (продавца). Если скидка предоставляется, её размер всегда определяется только партнером (продавцом). Отчётные документы по совершенным операциям, используемые для бухгалтерского учета и возмещения НДС, предоставляются клиенту от имени компании OEM-Oil — партнёра банка по реализации пилотного проекта (оператора проекта). При необходимости сначала заключается договор на покупку товаров и услуг, в рамках которого совершаются торговые операции и формируются отчётные документы. Транзакции по бизнес-картам, совершённые с использованием Apple Pay или GooglePay и других аналогичных систем с виртуализацией пластиковых карт, в рамках проекта не учитываются. Получение скидок, отчётных документов и прочего по таким транзакциям пока невозможно.

Правила участия

Контактная информация

Коммуникации с клиентами

  • О банке
  • Пресс-центр
  • Закупки
  • Меры безопасности
  • sberbank.com
  • Вакансии
  • Карта сайта
  • Связаться с банком

Сбербанк в социальных сетях

  • Instagram
  • Facebook
  • Youtube
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Приложения

© 1997—2021 ПАО Сбербанк.

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

Топливные карты – практическая реализация безопасного безналичного расчета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2008 г. N А12-987/08-с22 Пластиковые топливные карты платежными картами не являются. При использовании топливных карт на АЗС расчет за нефтепродукты не производится. Момент оплаты нефтепродукта либо предшествует транзакции (предоплата), либо следует после (при отсрочке платежа). Форма оплаты в указанном случае — перечисление денежных средств на расчетный счет. Топливные карты служат лишь средством товарного учета, то есть количества отпущенного нефтепродукта. Следовательно, в рассматриваемом случае ККМ применяться не должна (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 5 июня 2008 г. N А12-987/08-с22
(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда,

на решение от 29.02.2008, Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-987/08-с22,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» город Волгоград, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ Нижневолжскнефтепродукт» (далее — общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (далее — налоговый орган) об оспаривании постановления от 27.12.2007 N 700-к о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.02.2008 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, оснований для его отмены не находит.

Как следует из материалов дела, 31.10.2007 ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда на автозаправочной станции N 202, принадлежащей ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», оператором АЗС через терминал компании ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», установленный на данной АЗС (модели SP 2000), осуществлен наличный денежный расчет с использованием топливной пластиковой карты с магнитной полосой за приобретенный бензин марки Аи-95 в количестве 10 литров по цене 20 рублей 50 копеек за 1 литр, всего на общую сумму покупки 198 рублей 85 копеек с учетом 3% скидки. При этом на данном терминале компании «Ликард» произведена проверка указанной топливной карты и дебетование заказанного количества нефтепродукта данной топливной карты.

После указанной операции покупателю оператором АЗС выдан документ терминала от 31.10.2007 N 1640, который является подтверждением факта совершения операции.

По мнению налогового органа, расчет с использованием топливной пластиковой карты осуществлен оператором АЗС без применения контрольно-кассовой машины и, соответственно, без выдачи кассового чека контрольно-кассовой машины (далее — ККМ). На указанной АЗС установлена контрольно-кассовая машина (фискальный регистратор «ПРИМ 09ТК» зав. N 0500319). Контрольно-кассовая машина применяется в составе комплекса АРМ АЗС «Ассоль-М», в котором контролер управления «Саон «Система» обеспечивает информационное сопряжение системы управления с топливо-раздаточными колонками типа «DRESSER». В ходе проверки также установлено, что терминал компании «Ликард» не обеспечивает отпуск нефтепродуктов по командам управления, поступающим от контрольно-кассовой машины, то есть фискального регистратора «ПРИМ 09ТК», работающего в составе компьютерно-кассовой системы «Ассоль-М».

Таким образом, контрольно-кассовая машина (фискальный регистратор «ПРИМ 09ТК») при расчетах с использованием топливных пластиковых карт на АЗС не применяется. ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» данный факт не оспаривает. Однако считает, что в рассматриваемом случае ККМ применяться не должна.

27.12.2007 Постановлением ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда по делу об административном правонарушении N 700-к заявитель был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей по статье 14.5 . Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин).

Читайте также  Как создать комфорт в автомобиле, когда на дворе жара?

В Постановлении по делу об административном правонарушении N 700-к от 27.12.2007 указано, что Заявителем допущены нарушения п.п. 1.7 и 1.3 Технических требований к электронным ККМ для осуществления расчетов с населением в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом, утв. Решением ГМЭК (протокол N 14 от 10.11.1994 г.). А именно, терминал «ЛИКАРД» не обеспечивает отпуск нефтепродуктов по командам управления, поступающим от ККМ, т.е. фискального регистратора «ПРИМ-09ТК», а также не выдается кассовый чек при отпуске нефтепродуктов по топливным картам, т.е. при косвенной безналичной оплате.

Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд, судебным актом которого заявленные требования удовлетворены.

Кассационная инстанция находит выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, отпуск нефтепродуктов производился по договору, заключенному между ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» и ООО «ВолгаАвтоГрад» N VD212001345 от 17/10/2005. Согласно п. 4.3 указанного договора расчеты между ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» и ООО «ВолгаАвтоГрад производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», а не в момент заправки автотранспортных средств на АЗС (приложены платежные поручения NN 197, 193, 192, 213, 214, 225, 224, 238, 239, 253, 662, 661). Лицом, поставляющим нефтепродукты с применением топливных карт, является ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», а не Заявитель. Заявитель поставляет ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» нефтепродукты в соответствии с договором N 4356-06-02 от 14.07.2003. Расчеты за поставляемые нефтепродукты производятся между Заявителем и ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» также путем перечисления денежных средств на расчетный счет Заявителя.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее — ККТ) применяется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 5 указанного Закона определен момент выдачи кассового чека — в момент оплаты. При оплате нефтепродуктов платежными (банковскими) картами при отпуске нефтепродуктов происходит списание денежных средств с банковского счета клиента, т.е. в момент транзакции производится расчет за получаемый товар. Пластиковые топливные карты платежными картами не являются. При использовании топливных карт на АЗС расчет за нефтепродукты не производится. Момент оплаты нефтепродукта либо предшествует транзакции (предоплата), либо следует после (при отсрочке платежа). Форма оплаты в указанном случае — перечисление денежных средств на расчетный счет. Топливные карты «ЛИКАРД» служат лишь средством товарного учета, то есть количества отпущенного нефтепродукта.

В подтверждение того, что топливные карты используются как средства учета количества отпускаемого нефтепродукта Заявитель ссылается на определение, данное эмитентом топливных карт — ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» — в договоре N VD212001345 от 17.10.2005: топливная карта — это карта, являющаяся средством учета отпуска нефтепродуктов, товаров и услуг на АЗС, и для составления информационных документов.

В соответствии с Классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ ( приложение N 1 к письму Госналогслужбы России от 05.02.1998 N ВК-6-16/84) для торговли нефтепродуктами м газовым топливом применяются четыре типа контрольно-кассовых машин, в том числе и фискальный регистратор.

В классификаторе ККМ также дается понятие фискального регистратора — это контрольно-кассовая машина, способная работать только в составе компьютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи (а не подавая их). Таким образом, отпуск нефтепродуктов от команд управления ККМ, в том случае, когда ККМ является фискальный регистратор, технически невозможно. В отличие от системных контрольно-кассовых машин.

Информация об осуществлении операций отпуска нефтепродуктов поступает на фискальный регистратор от компьютерно-кассовой системы «Ассоль-М». В соответствии с Сертификатом соответствия N 0354609 выданным ВНИИНМАШ (органом по сертификации средств информатизации, приборостроения, медицинской техники и электрооборудования), комплекс средств автоматизации отпуска и коммерческого учета нефтепродуктов и товаров на АЗС «Ассоль-М» соответствует требованиям нормативных документов. В соответствии со Свидетельством от 22.11.2004, выданным ОАО «СКБ ВТ «Искра», компьютерно-кассовая система «Ассоль-М» может быть использована с ККМ «Прим-09ТК». В соответствии с приказом Роспрома от 16.07.2007 N 299 ККМ «Прим-09ТК» включена в государственный реестр ККТ, ОАО «СКБ ВТ «Искра» утвержден поставщиком указанных ККМ.

В подтверждение данного обстоятельства имеется письмо ОАО «СКБ ВТ «Искра» от 12.11.2007 N 3642.

Порядок выдачи кассового чека при косвенной безналичной оплате (без указания стоимости, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров) введен в Технические требования по ККМ изменениями N 1-2000 (протокол ГМЭК ККМ N 3/57-2000 от 08.08.2000). В соответствии с п. IV указанного протокола ГМЭК ККМ проекты изменений N 1-2000 только приняты за основу, т.е. не утверждены, а значит, не имеют обязательного характера.

Кроме того, выдача кассового чека без указания стоимости, но с указанием марки и количества нефтепродукта невозможна технически, что подтверждается письмами ООО «Фалькон» от 15.01.2008 и ООО «Фараон» N 03-17 от 15.01.2008.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что топливная карта используется как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Налоговым органом не доказано осуществление денежных расчетов между ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и владельцем топливной карты.

Следовательно, с учетом имеющихся обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признал незаконным и отменил постановление.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:

решение от 29.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-987/08-с22 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Топливные карты – практическая реализация безопасного безналичного расчета

Библиографическая ссылка на статью:
Борисов А.В. Безналичные расчеты с использованием пластиковых карт // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/03/88886 (дата обращения: 08.06.2021).

В ходе реализации товарно-денежных отношений, а также во время купли-продажи и предоставления услуг, удовлетворения всевозможных потребностей и исполнения обязательств, в том числе распределения и перераспределения денежных средств появляются денежные расчеты. В совокупности все денежные расчеты, производимые как при помощи наличных денег, так и безналичным способом, образуют денежный оборот.

Безналичный денежный оборот является движением денежных средств в безналичной форме в виде средства для осуществления платежей. В форме количественного выражения безналичный денежный оборот может быть определен в виде суммы безналичных платежей за назначенный временной отрезок [1]. Безналичный денежный оборот превалирует в денежном обороте.

Общеизвестно, что часть в денежном обороте занимает безналичный, основной критерий реализации которого – присутствие актов в законодательстве, которые регламентируют осуществление денежных расчетов с принятием участия в них банковской системы. Значение экономических и юридических условий, способствующих правильной организации безналичного оборота, трудно переоценить для бесперебойного осуществления расчетов, которые, в свою очередь, являются его выражением, имея важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег и снижении издержек обращения.

В термине «безналичные расчеты» зачастую заложено два значения. В широком смысле значение этого термина может трактоваться как механизм погашения денежного обязательства без использования денег в наличной форме. Другое значение – с юридической стороны, может толковаться как правовые отношения, предпосылка появления которых – право у владельца счета потребовать у обслуживающего его банка перечислить с определенного банковского счета конкретной суммы денег по данным реквизитам в указанный срок [2].

Важнейшее место в работе банков отводиться для выполняемых каждый день операций по безналичному расчетному обслуживанию клиентов. В конечном итоге из этих операций формируются стабильные платежные потоки: от тех, кто покупает товары (услуги), ценные бумаги, валюту – к тем, кто их поставляет; от тех, кто платит налоги – в бюджет и во внебюджетные фонды и т.д.

Как ранее было отмечено, безналичные расчеты являются более предпочтительными, чем платежи, осуществляемые наличными деньгами, так как у них есть определенные преимущества: способствование снижению издержек обращения в качестве дополнительных затрат для печати, хранения, перевозки, пересчета огромной денежной массы, необходимые в расчетах наличными деньгами.

В течение последних двух-трех десятилетий в мире происходит процесс бурного развития национальных платежных систем [3]. Безналичный оборот охватил больше девяноста процентов экономического оборота и играет значительную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности. Правильная организация системы безналичных расчетов играет важную роль, в особенности в обстоятельствах серьезного кризиса неплатежей, когда возникающая взаимная задолженность, или задержка платежей в каком-либо одном звене может затронуть работу огромного числа субъектов хозяйствования, что находит отражение в главных показателях их производственной и коммерческой деятельности.

В дополнение ко всему, уровень развития расчетов в большинстве своем определяет степень устойчивости функционирования денежной, финансовой и кредитной систем, что позволяет допустить признание того факта, что организацию системы расчетов необходимо возводить в ранг государственной политики.

В ходе осуществления безналичного оборота начальным и конечным пунктом использования и поступления средств является банковский счет. Одновременно с этим, владелец счета может быть, как юридическим, так и физическим лицом. Существование системы всевозможных счетов в банке, по которым происходит списание, а также зачисление средств, дает возможность функционировать безналичному денежному обороту.

Читайте также  Комментарии к пдд 2014 года

Микроэкономика подвержена влиянию безналичных расчетов так, что они являются, к примеру, критерием совершения какой-либо сделки или исполнения принятых раньше обязательств, обеспечивая тем самым кругооборот товаров и денег, которые объединяют экономику.

Для коммерческого банка расчеты – основной участник, играющий главную роль в его деятельности, который нередко обуславливает его успех.

Для граждан расчеты – необходимая в удовлетворении потребность для жизни и осуществления экономических потенциалов.

Таким образом, уровень развития расчетов зачастую является определяющим фактором устойчивости для нормального функционирования таких систем как: денежная, финансовая и кредитная; а также включая рынки: товарный, денежный, валютный, фондовый и драгоценных металлов.

В частности, таблица 1 демонстрирует увеличение количества физических и юридических лиц, использующих банковских счета для осуществления платежей, говорит о том, что безналичный способ расчета все больше становится популярным и востребованным в стране.

Таблица 1 – Количество счетов, открытых учреждениями банковской системы с 2015 по 2018 гг. [4]

Общее количество счетов, тыс. ед.

из них открытых в кредитных организациях, тыс.ед.:

Количество счетов, открытых учреждениями банковской системы в расчете на 1 жителя, ед.

всего

из них:

клиентам-юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями

клиентам-физическим лицам

Учет топливных карт

Организация впервые решила приобрети топливные карты. Как учитывать это платежное средство за топливо, на какие нюансы стоит обратить внимание, рассказала Ирина Разумова, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт».

Понятие «топливная карта» отсутствует в российском законодательстве. Ранее этот термин содержался в Распоряжении Правительства Москвы от 5 ноября 2008 года № 2591-РП «О порядке предоставления топливных карт владельцам малолитражных автомобилей», согласно которому топливная карта (смарт-карта со встроенной микросхемой) – техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, на которых допущены к приему топливные карты, представляющее собой носитель информации, подтверждающей право на получение нефтепродуктов. Однако данный документ утратил силу с 18 июня 2013 года.

Согласно разъяснениям УФНС РФ по г. Москве, данным в письме от 30 июня 2010 года № 16-15/068679@, топливные карты не имеют статуса кредитных или иных платежных карточек, эмитентом которых является кредитное учреждение, они используются как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Карта фиксирует объем приобретенного топлива в литрах и позволяет ее держателю заправлять топливный бак в пределах расходного лимита, который устанавливается в заявке организации-покупателя.

Как правило, порядок расчетов с поставщиками горючего по топливным картам устанавливается в договоре. В нем стороны должны определить лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за ГСМ и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов). Ежемесячно поставщик топлива представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданные ГСМ (накладную), а также отчет (или реестр) операций по картам. В отчете должно быть указано, когда и сколько топлива было приобретено.

Бухгалтерский учет карт

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При этом в учетной политике может быть установлено, что с целью обеспечения сохранности топливных карт на основании абзаца 4 пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, их учет организуется на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке. Аналитический учет может вестись в разрезе номеров карт, автомобилей, либо сотрудников – водителей.

Также организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт.

При получении карты от поставщика и передаче ее водителю в учете делается запись Дебет 012. При утрате топливной карты, ее возврате водителем либо расторжении договора с поставщиком – Кредит 012.

В случае приобретения топливных карт за плату у бухгалтера могут возникнуть сложности с их учетом.

Учитывать карты на счете 50 субсчет 3 «Денежные документы» будет неправильно, поскольку, как было указано выше, они не являются денежным документом, это техническое средство для приобретения ГСМ. Учитывать стоимость карт в цене приобретенного топлива также будет неверным, так как заранее не известно, сколько они будут использоваться. Возможно два варианта учета топливных карт (выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике).

Первый: в момент получения топливных карт отнести затраты на их приобретение в состав прочих расходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н. При этом используются затратные счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д., на которые будет списываться стоимость приобретенного ГСМ.

Второй метод предполагает, что топливные карты учитываются в качестве МПЗ, поскольку даже если срок их полезного использования превышает 12 месяцев, стоимость составляет менее 40 000 руб. (п. 4, 5 ПБУ 6/01). Исходя из положений подпунктов 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина от 9 июня 2001 года № 44н, топливные карты принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме затрат на их приобретение, – сумме, подлежащей уплате поставщику топливных карт (без учета НДС). При передаче карт водителям их стоимость относится в состав прочих расходов.

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При выборе любого из двух указанных вариантов учета организация должна организовать учет карт с целью обеспечения их сохранности на забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке.

Обратите внимание, что денежные средства, которые перечислит организация на приобретение ГСМ и которые будут числиться на карте, являются предоплатой за топливо, поэтому расходом они не признаются и учитываются как дебиторская задолженность по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 3, 16 ПБУ 10/99).

Налоговый учет

НДС, предъявленный поставщиком по счету-фактуре при приобретении топливных карт, подлежит вычету у покупателя при наличии первичных документов и после принятия карт на учет при условии, что они будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

При расчете налога на прибыль организаций стоимость топливных карт (без учета НДС) подлежит включению в состав материальных расходов в полной сумме по мере их ввода в эксплуатацию (передачи карт водителям). Для списания топливных карт в течение более чем одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости карт с учетом срока их использования или иных экономически обоснованных показателей (подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 254 НК РФ).

Теперь несколько строк о документальном оформлении. Как указано в Постановлении АС Северо-Западного округа от 3 марта 2016 года № Ф07-2618/2016 по делу № А56-2768/2015, топливные карты используются как средство строгой отчетности, позволяя их держателю получить от имени покупателя определенное количество товара. При этом такая карта не является универсальным платежным средством, ее можно использовать только для оплаты топлива и только на заправках конкретного поставщика. В силу специфики поставки топлива по картам отчетными документами будут являются: акт взаиморасчетов, товарная накладная, реестр об операциях. Бумаги оформляются не в момент отгрузки топлива на АЗС, а по истечении отчетного периода, и включают в себя информацию обо всех АЗС по топливным картам в сети заправок в течение этого периода.

Как было указано выше, организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт. Если водитель воспользуется картой в личных целях, компания сможет доказать неправомерность его действий, поскольку в журнале будет его подпись о получении карты.

Так, хотелось бы обратить внимание на Определение Свердловского областного суда от 10 июля 2012 года № 33-8185/2012. Работодатель уволил сотрудника по пункту 7 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с совершением виновных действий, дающих основания для утраты доверия со стороны работодателя.

Ссылка работодателя на то обстоятельство, что работник сознательно указывал в путевом листе недостоверные сведения о времени и месте заправки транспортных средств, была отклонена судом, поскольку порядок заправки автомобилей на конкретных автозаправках с фиксацией в путевом листе работодателем утвержден не был. Более того, работнику не вверялась лично под персональную ответственность топливно-заправочная карточка. Как установлено судом и не оспорено работодателем, указанная карта находилась в фактическом пользовании четверых водителей и передавалась вместе с машиной «в кармашке» без фиксации факта ее нахождения. Поэтому суд пришел к выводу об отсутствии объективной возможности установить виновный характер в действиях работника по искажению сведений в путевых листах.

Читайте также  Правильная настройка и применение покрасочного пистолета. видео

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

Приобретение ГСМ по талонам производится на основании договора купли-продажи с продавцом ГСМ. При этом продавец автомобильного топлива организует его отпуск через определенную сеть АЗС. Как правило, список АЗС, которые производят отпуск ГСМ по талонам данного продавца, приводится в договоре (с указанием их местонахождения).

Передача талонов организации производится после оплаты предусмотренного договором количества бензина конкретной марки.

Учет приобретения ГСМ по талонам зависит от условий договора.

В общем случае право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 223 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Учитывая нормы ГК РФ, в договоре купли-продажи стороны могут установить момент перехода к покупателю права собственности на поставляемые ГСМ либо в момент передачи оплаченных талонов или в момент заправки автомобилей.

Документальное подтверждение приобретения ГСМ

Согласно части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Формы первичных документов, применяемых в деятельности коммерческой организации, утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Это означает, что Законом N 402-ФЗ, по сути, отменена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, и организация вправе самостоятельно решить, будет ли она применять унифицированные формы, либо для отражения конкретных хозяйственных ситуаций в бухгалтерском учете разработает свои формы, включив обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Данные формы (в том числе унифицированные) должны быть утверждены в учетной политике.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отсутствие первичных учетных документов либо их неверное оформление может повлечь за собой невозможность признания в целях налогообложения тех или иных затрат.

В рассматриваемой ситуации организации необходимо подтвердить такой факт своей хозяйственной жизни, как приобретение бензина.

Факт расходования денежных средств на приобретение ГСМ подтверждает выписка банка с приложением платежных документов (в частности, платежного поручения на перечисление поставщику соответствующей суммы по договору).

Факт получения организацией ГСМ может быть подтвержден товарной накладной (унифицированная форма N ТОРГ-12).

Товарная накладная является оправдательным документом, который подтверждает переход права собственности на приобретаемые ТМЦ (в Вашем случае ГСМ) и несение покупателем расходов в виде покупной стоимости ТМЦ. Кроме того, товарная накладная служит основанием для оприходования этих ценностей.

Товарная накладная на отпуск ГСМ с использованием талонов оформляется поставщиком в зависимости от момента перехода права собственности на топливо.

Если право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент заправки автомобилей по оплаченным талонам, по окончании месяца поставщик выписывает накладную на то количество бензина, которое было фактически выбрано. При этом, как правило, АЗС предоставляет ведомость учета выдачи топлива за прошедший месяц, включающую сведения о количестве выданных по талонам литров в разрезе конкретных автомобилей, что, на наш взгляд, может служить подтверждением того, что водителям автомобилей, указанных в ведомости, было отпущено определенное количество ГСМ.

Если же право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент передачи ему талонов на оплаченное количество топлива, то одновременно составляется и передается покупателю товарная накладная. Передача талонов осуществляется на основании акта приемки-передачи, в котором указываются номера, серии и номинал талонов. При этом приобретенное топливо остается у поставщика на ответственном хранении.

Таким образом, полагаем, что для подтверждения факта приобретения топлива достаточно товарной накладной ТОРГ-12, документов, свидетельствующих об оплате этого топлива (платежное поручение и выписка банка), а также ведомости учета выдачи топлива для заправки конкретных автомобилей.

Кроме того, стороны могут предусмотреть в договоре необходимость составления и подписания акта взаиморасчетов по итогам расчетного периода, установленного договором (например календарного месяца), на основании данных учета погашенных талонов.

Чек ККТ при использовании талонов

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Кроме того, п. 2.7. Правил технической эксплуатации АЗС, утвержденных Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, установлено, что продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами за наличный и по безналичному расчетам, в том числе по талонам, заправочным ведомостям, по пластиковым картам осуществляются с использованием контрольно-кассовых машин (далее — ККМ). Управление процессом отпуска с топливораздаточных колонок осуществляется ККМ через контроллер управления (ТРК) или компьютерной кассовой системой (в состав которой входят компьютер и фискальный регистратор) через ТРК.

Оплата нефтепродуктов на автозаправочных станциях талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродукта, считается косвенной безналичной оплатой.

В письме УФНС России по г. Москве от 30.04.2004 N 29-12/29514 представители налогового органа разъяснили, что автозаправочные станции при безналичной оплате за отпуск нефтепродуктов по талонам в общеустановленном порядке должны пробивать кассовые чеки (без указания суммы продажи, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров нефтепродукта) на контрольно-кассовой технике и выдавать их покупателям.

Между тем в других письмах налоговиков разъясняется, что в случае косвенной безналичной оплаты организации, осуществляющие отпуск нефтепродуктов, вправе выдавать кассовый чек без указания стоимости, но с указанием количества литров нефтепродукта (письма УФНС России по Московской области от 04.08.2005 N 22-19/0156, УМНС России по г. Москве от 13.02.2004 N 29-12/9543).

Существует арбитражная практика (правда, в отношении случаев заправки по топливным картам), согласно которой суды считают, что при использовании топливной карты денежных расчетов между АЗС и владельцем топливной карты не происходит. По мнению судей, топливная карта используется как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Статьей 5 Закона N 54-ФЗ определен момент выдачи кассового чека — в момент оплаты. Пластиковые топливные карты платежными картами не являются. При использовании топливных карт на АЗС расчет за нефтепродукты не производится. Момент оплаты нефтепродукта либо предшествует транзакции (предоплата), либо следует после (при отсрочке платежа). Форма оплаты в указанном случае — перечисление денежных средств на расчетный счет. Топливные карты служат лишь средством товарного учета, то есть количества отпущенного нефтепродукта.

Суды также обращают внимание, что порядок выдачи кассового чека при косвенной безналичной оплате (без указания стоимости, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров) введен в Технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами (изменениями N 1-2000 (протокол ГМЭК ККМ N 3/57-2000 от 08.08.2000). В соответствии с п. IV указанного протокола ГМЭК ККМ проекты изменений N 1-2000 только приняты за основу, то есть не утверждены, а значит, не имеют обязательного характера (постановления ФАС Поволжского округа от 05.06.2008 N А12-987/08-с22, от 03.04.2008 N А12-16953/07-С22).

На наш взгляд, выводы, представленные в приведенных судебных постановлениях, могут быть справедливы и для случаев заправки транспортных средств по талонам. Талоны являются эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов. При использовании талонов также не происходит наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Учитывая изложенное, поставщик может не выдать кассовый чек при заправке автомобиля.

К сведению:

Следует обратить внимание, что для списания ГСМ одних только документов, подтверждающих приобретение и оплату ГСМ, недостаточно.

Согласно разъяснениям контролирующих органов основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист (письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).

По нашему мнению, в случае отсутствия чеков ККТ организация может подтвердить расходы на приобретение ГСМ на основании накладных поставщика, путевых листов, платежных поручений по оплате, ведомостей учета выдачи топлива, актов сверки с АЗС о фактически отпущенном количестве топлива.

Однако, учитывая наличие судебной практики, вероятность налоговых рисков все же существует.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.