Авто: как поставить газ?

Установка ГБО на авто своими руками или в сервисе: что нужно знать?

Установка ГБО на авто — сложный процесс, требующий наличия специальной аппаратуры и знаний. В него входит установка бака, редуктора, подключения охлаждающей системы, блока управления, настройки и решения других задач. Также необходимо понимать, что после завершения работ необходима регистрация в ГИБДД, без которой автовладелец получает штраф в размере 500 р, а при злостном невыполнении возможны и более серьезные последствия.

Как установить

Установка ГБО на автомобиль требует привлечения специалистов и выполнения работ в сертифицированном СТО. Это особенно актуально при переводе машины на метан, где процесс монтажа более сложный. Да и само устройство оборудования достаточно не такое уж и простое, и есть ряд автомобилей, на которые ставить газобаллонное оборудование нельзя.

Для лучшего понимания ниже приведем краткую инструкцию по монтажу ГБО 4 поколения на авто. Алгоритм действий такой:

  1. Подготовьте оборудование и инструмент.
  2. Откройте капот авто и определите место для редуктора. Он должен находиться в удобном для подключения системы охлаждения месте на основной рампе, но не на двигателе. Важно, чтобы при подключении трубки не заламывались и не перегибались. Старайтесь установить этот элемент ГБО на авто в точке с меньшей вибрацией.
  3. Прикрепите редуктор на выбранное место.
  4. Подключите трубки охлаждающей системы. Это необходимо делать параллельно системе. Соединение должно осуществляться до запорного клапана путем врезки тройника.
  5. Подготовьте место для баллона. Перед установкой газобаллонного оборудования на автомобиль определите точку для крепления емкости. Самый простой вариант — установка изделия вместо запаски. Остается лишь подвести трубки подачи и заправки. Обратите внимание, чтобы глушитель не повредил элементы системы.
  6. Закрепите баллон к кузову авто двумя болтами. Отверстие после сверления закрасьте краской и вставьте предохранительный штуцер.
  7. Установите мультиклапан в баллон.
  8. Продолжите трубку для заправки. Как правило, при установке ГБО на легковой автомобиль она выводится под крышку для заправки машины бензином. Сам заправочный клапан необходимо прикрепить максимально жестко к кузову.
  9. Подключите соединительную трубку, в том числе подведите газ на редуктор.
  10. Проложите к прокладке трубки подачи газа между клапаном и редуктором. При установке ГБО на машину следите, чтобы трубки были надежно соединены, изгибы были плавными и не резкими. Особое внимание уделите месту подключения трубки к мультиклапану.
  11. Установите форсунки газа. Следующий этап установки газобаллонного оборудования на авто — врезка инжектора. Его необходимо делать максимально близко к бензиновой форсунке. Этот момент важен, ведь от него зависит качество воспламенения.
  12. Выберите место и поставьте блок управления на авто.
  13. Снимите клемму с аккумулятора.
  14. Закрепите «мозги» кузову и уложите кабель питания к АКБ — красный к «+», а черный к «минусу».
  15. Распределите провода по пучкам. Один из самых ответственных этапов в вопросе, как поставить ГБО на машину. Здесь необходимо ориентироваться по цветам и приведенной схеме.
  16. Поставьте МАР сенсоры. Они бывают разных типов — для установки на кузове или для врезки в трубку подачи газа на форсунки.

На завершающем этапе необходимо проверить правильность и надежность монтажа всех элементов и подключения проводов.

Стоит ли устанавливать самому

Многие автовладельцы спрашивают, как поставить ГБО на авто своими руками. Процесс монтажа трудный и требует предельного внимания. Любая ошибка может привести к утечке, повреждению и последующему взрыву. Вот почему при отсутствии опыта лучше поручить работу специалистам.

Отметим, что техническая часть установки ГБО на авто своими руками еще возможна, но главные трудности возникают при подключении электрической части и настройке аппаратуры с помощью ноутбука. Для такой работы уж точно потребуется специальный опыт.

Что нужно для установки

Перед началом работ важно разобраться, что нужно для установки ГБО на автомобиль. Под рукой должен быть набор комплектующих, которые потребуются для проведения монтажа. В него входит:

  • редуктор;
  • блок управления;
  • баллон;
  • проводка;
  • один датчик давления и два температуры;
  • газовые форсунки;
  • разъем заправочного устройства;
  • шланги и трубки.

Также потребуется инструмент: ключи, пассатижи, ноутбук и программное обеспечение. В зависимости от ситуации может потребоваться и другое оборудование, чтобы установить ГБО на машину с учетом рекомендаций.

Что делать после установки

Как только монтаж завершен, необходимо настроить работу газобаллонной аппаратуры на авто. Этот вопрос можно решить самостоятельно (при наличии знаний и опыта) или обратиться к квалифицированным мастерам. Если делать работу своими руками, потребуется шнур за 30-45 долларов, а это дополнительные расходы. В таких тратах нет необходимости, поэтому лучше съездить на СТО.

Если порядок и правила установки газобаллонного оборудования на автомобиль соблюдены, приступайте к проверке. Сделайте следующие шаги:

  1. Набросьте клеммы на АКБ.
  2. Включите зажигание (пока не заводите авто).
  3. Повторите процедуру с включением зажигания два-три раза для накачивания бензонасосом нужного давления.

Если все сделано правильно, машина готова к настройке и подбору ДЮЗ форсунок. Прикоснитесь к редуктору. Если он горячий — хорошо, а если нет — попробуйте убрать воздушную пробку.

Зная, как установить ГБО на автомобиль правильно, вы сможете выполнить поставленные задачи. Но аппаратуру необходимо еще зарегистрировать, а здесь могут возникнуть трудности. Для этого необходимо пройти следующие шаги:

  • Получите заключение предварительной техэкспретизы авто на возможность установки газобаллонной системы. Потребуется ПТС, СТС и паспорт владельца.
  • Получите разрешение на установку в ГИБДД (даже если установка уже выполнена).
  • Поставьте газобаллонное оборудование самостоятельно или обратитесь на сервис. Для этого нужно заранее уточнить, где устанавливают ГБО на автомобиль в вашем городе.
  • С пакетом документов получите новую диагностическую карту.
  • Получите свидетельство о соответствии конструкции машины требованиям безопасности.
  • Приезжайте в отделение ГИБДД на авто с документами и получите новые СТС / ПТС с записью о ГБО.

В среднем этот процесс занимает около двух недель.

За и против

В завершение выделим преимущества и недостатки установки ГБО на машине. Преимущества:

  • экономия на топливе;
  • меньший износ двигателя, а влияние газобаллонного оборудования на авто сильно преувеличено;
  • больше автономный пробег;
  • экологически чистый выхлоп;
  • повышение ресурса мотора авто.
  1. дополнительные траты на ТО газовой установки авто;
  2. уменьшение свободного места в багажнике;
  3. крупные расходы на установку, даже с учетом субсидий;
  4. снижение мощности двигателя;
  5. если что-то сделано не так, проблемы возникнут практически сразу (в лучше случае авто перестанет заводится после установки, в худшем — тотал).

В комментариях поделитесь опытом установки газобаллонной системы на авто и трудностями, которые при этом возникали.

Установка ГБО своими руками

Установка ГБО своими руками дело не столь сложное, как может показаться на первый взгляд. Сегодня мы поверхностно поговорим об этапах установки и попробуем выявить самые главные сложности, которые появляются при монтаже конструкции.

1. Выбор подходящего комплекта

В наши дни, производителей комплектов ГБО довольно много, поэтому приобрести сразу весь комплект не составит труда. Самые известные бренды весьма надежные и выпускают качественный товар. Примером качества может быть бренд Digitronic.

Если же хочется сэкономить, то можно покупать комплектующие в разнобой. Но при таком выборе лучше проконсультироваться со специалистом. Часто покупая элементы оборудования по отдельности владельцы сталкиваются с проблемами калибровки форсунок из-за их несовместимости с ЭБУ ГБО. Покупать же оборудование, которое уже было в употреблении, не стоит, за исключением, разве что ЭБУ. Выбирая комплект оборудования руководствуйтесь принципом безопасности.

2. Установка редуктора

После выбора комплекта оборудования появляется необходимость его правильной установки на автомобиль. Во время установки редуктора приходится делать отверстия в кузове автомобиля, поэтому их следует обработать антикором. Устанавливать редуктор лучше таким образом, чтобы к нему был свободный доступ. В дальнейшем такая установка поможет в обслуживании редуктора. Подробно о том, как установить редуктор мы описывали в этой статье.

3. Выбираем место и способ монтажа ЭБУ

Электронный блок управления должен быть надежно закреплен в подкапотном пространстве или в салоне автомобиля. Следует также учесть правильную прокладку кабеля, и выполнить ее таким образом, чтобы при эксплуатации автомобиля не появились замыкания. Диагностический разъем от ЭБУ следует вывести таким образом, чтобы к нему было удобно подключить компьютер. Сам ЭБУ не требует к себе прямого доступа, поэтому может распологаться в любом месте.

4. Фиксирование форсунок для подачи газа

Установка ГБО своими руками также подразумевает установку и крепление газовых форсунок. Чаще всего приобретают уже готовую констукцию форсунок на рампе и крепят ее. Способ крепления зависит от модели газовых инжекторов. Если Вы хотите сэкономить, то лучше всего Вам подойдут форсунки Валтек, более подробно про них читайте здесь. А о том, как устанавливть форсунки на автомобиль и врезать штуцеры в коллектор читайте здесь.

5. Установка баллона и остального оборудования

Установку газового баллона производят под днище, на место запаски или за задними сидениями в автомобиле. Это зависит как от модели автомобиля, так и от формы газового баллона. В баллон следует установить мультиклапан, как это сделать самостоятельно описано здесь. Где будет располагаться заправочный клапан каждый решает сам. Наиболее распространенным вариантом является установка:

  • под днищем автомобиля;
  • в бампере;
  • в заправочном лючке бензобака.

Сам баллон необходимо жестко зафиксировать, чтобы избежать его перемещение при нештатных ситуациях.

6. Прокладка магистрали

О том, какие виды газовых магистралей бывают и какой из них лучше всего отдать предпочтение мы описывали здесь. Если позволяют средства, то лучшим выбором станет термопластиковая магистраль. Если бюджет ограничен можно остановитсья на медной. Саму трубку пускают рядом с тормозной магистралью и надежно закрепляют. Места соединения обмыливают и проверяют на возможную утечку.

Читайте также  Интернет-магазин литых дисков allrad - европейское качество по русским ценам!

Подробно о том, как самостоятельно установить ГБО на карбюраторный автомобиль читайте в этой статье.

Настройка оборудования

Если речь идет о настройке ГБО 4 поколения, то лучше это дело доверить профессионалам. В четвертом поколении необходимо настроить ЭБУ, откалибровать форсунки и правильно выставить топливную карту. Для получения максимальной мощности и большей экономии установить и настроить вариатор угла опережения зажигания.

Также следует помнить о регистрации ГБО в ГИБДД. Для регистрации Вам необходимо предоставить комплект документов, которых при самостоятельной установки ГБО, у Вас не будет. В случае же, когда настройку проводят сертифицированные специалисты, с ними вполне реально договриться о получении таких документов.

Выводы

Мы специально сделали статью «установка ГБО своими руками» максимально простой, чтобы каждый смог оценить свои силы. Если Вы не видите в установке ничего сложного, смело выбирайте оборудование и приступайте к монтажу. Если же какие-то моменты в статье Вам не понятны, лучше не рисковать и доверить установку ГБО профессионалам.

Как оформить ГБО на автомобиль в ГАИ законно: список документов, сроки, стоимость, процедура легализации

Последнее обновление — 12 февраля 2021 в 12:22

С 2015 года на территории России вступил в силу новый Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Согласно этому документу установка газобаллонного оборудования на автомобиль является изменением конструкции транспортного средства, иными словами переоборудование, которое требует обязательного оформления.

О том, как происходит регистрация ГБО в ГИБДД по новым правилам в 2021 году, какая цена и сроки, а также какие документы для этого нужны, мы расскажем в данной статье.

Нужно ли регистрировать ГБО

Оформлять газовое оборудование на авто или нет, дело личное, однако надо учитывать, что за ГБО без регистрации владельцу транспортного средства грозит штраф в размере 500 рублей и это лишь первичная мера.

Ко всему прочему, станет невозможно поставить на учет машину с газовой системой без соответствующих документов. Для этого обязательно нужна отметка в техпаспорте ТС (ПТС). При смене собственника, покупке или продаже такого автомобиля придётся демонтировать установку.

Более подробно о том, что будет, если ездить с не зарегистрированным газобаллонным оборудованием можно узнать из этой статьи.

Как зарегистрировать ГБО в ГИБДД (новые правила)

С 2019 года правила внесения изменений в конструкцию транспортных средств с последующей проверкой соответствия требованиям ТР ТС 018/2011, регламентирует Постановление Правительства РФ №413 от 06.04.2019 г.

Согласно постановлению чтобы переоборудовать автомобиль законно, необходимо получить разрешение от Госавтоинспекции. Затем смонтировать газовое оборудование и предоставить авто для осмотра в технадзор. После чего будет выдано свидетельство на основании которого, владелец машины должен обратиться в подразделение ГАИ для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства.

Но до подачи заявления в ГИБДД, нужно отыскать специальную сертифицированную лабораторию, которая выполнит первичную экспертизу, для документального подтверждения возможности установки оборудования на данное ТС. После монтажа эта организация должна проверить выполнение предписанных требований по безопасности.

Выполнять экспертизу может только та организация, которая имеет действующий аттестат аккредитации.

На данный момент в РФ существует порядка 17 аккредитованных испытательных лабораторий. Проверить наличие аттестации у ИЛ можно на сайте https://pub.fsa.gov.ru/ral

Также с выходом нового постановления произошли некоторые изменения, которые должны ускорить процесс узаконивания газобаллонного оборудования. Об этом ниже.

Поэтапная процедура оформления

Итак, порядок регистрации ГБО на 2021 год проходит по следующей последовательности:

Этап первый. Необходимо направить заявку/обращение в испытательную лабораторию, для получения документа: «Заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС». Автомобиль для осмотра, предоставлять не требуется (продлено до 01.07.2021 г.), нужны лишь определённые фотографии транспортного средства (моторный отсек, номерные таблички, место установки баллона, общий вид).

Для этого потребуются копии документов:

  • документ, удостоверяющий личность владельца авто (паспорт) и/или доверенность/договор на право представления интересов
  • ПТС с двух сторон (паспорт транспортного средства)
  • СТС с двух сторон (свидетельство о регистрации ТС).

После оплаты экспертизы, срок рассмотрения заявки обычно длиться от 2 часов до 2-х дней, в зависимости от загрузки ИЛ и количества уточнений по месту размещения компонентов ГБО.

Готовое заключение высылается почтой/курьерской службой или выдается на руки.

1 июля 2021 года заработает ГОСТ 33670-2015. С введением стандарта, посещение ИЛ и осмотр ТС будет обязательным.

Этап второй. На основании полученного заключения нужно подать заявление в МРЭО ГИБДД или отдел технического надзора. Где сотрудник Госавтоинспекции, поставит резолюцию в бланке заявления о разрешении/запрете внесения изменений в конструкцию ТС. Причины отказа устанавливаются 413-м постановлением.

Для ГАИ потребуются те же документы плюс заключение экспертизы.

На этой стадии МВД России указом №1/5775 от 25 мая 2018 года упростило правила регистрации ГБО. Теперь появилась возможность подавать заявление по электронной почте на адрес подразделения по месту, где планируется легализация ГБО на автомобиль, а также обратным письмом получать ответ.

Следует заметить, что оформить ГБО можно в любом регионе России без привязки к месту учета авто.

Хоть сдвиги не большие и не указываются сроки рассмотрения заявления, но всё же эти изменения немного облегчат постановку газа на учет. На практике не во всех отделах технадзора принимают документы по электронке. Желательно уточнять этот момент перед отправкой документов.

Также в 413-ом постановлении не сказано об обязательном предоставлении транспорта к осмотру. Поэтому теперь отпадает необходимость снятия газового оборудования перед регистрацией, если оно уже установлено.

Рекомендуем перед подачей заявления, проверить и оплатить/погасить все возможные ограничения, штрафы, аресты.

Этап третий. При положительном решении технадзора, произвести установку газового оборудования на автомобиль, с соблюдением норм и требований прописанных в заключении лаборатории. После чего компания-установщик должна выдать заверенный пакет документов:

  • заявление-декларация (об объёме и качестве выполненных работ)
  • копия сертификата сервисной станции (с кодами услуг)
  • копии сертификатов отдельных компонентов ГБО (в том числе баллон)
  • паспорт баллона
  • свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования соответствующее единой форме, утверждённой коллегией ЕАЭС от 11.11.2014 года №207

Важен факт наличия сертификата на установку ГБО у фирмы, осуществляющей монтаж. Право на это имеет только авторизованный сервис.

Свидетельство формы 2а (о соответствии ТС с установленным на него ГБО требованиям безопасности) и свидетельство формы 2б (о проведении периодических испытаний газового оборудования) теперь не требуются.

Этап четвёртый. Пройти государственный технический осмотр (ГТО), получив диагностическую карту. Важно отметить в ней изменившиеся параметры авто согласно заявлению-декларации (вид дополнительной системы питания топливом СНГ/КПГ, увеличение снаряженной массы транспортного средства на вес заправленного газового баллона).

Этап пятый. Предоставить все указанные выше документы, в ту же лабораторию. После осмотра автомобиля и проверки всей документации и оплаты, владельцу выдаётся: «Протокол технической экспертизы после внесения изменений в конструкцию транспортного средства».

Опять же до 01.07.2021 г. можно предоставить фото машины с установленным оборудованием:

  • общий вид АТС
  • моторный отсек
  • заправочное устройство (ВЗУ)
  • VIN номер
  • место крепления ёмкости
  • табличка/шильдик баллона

Этап шестой. Далее представить авто и полный перечень документов, для проверки ГАИ (отделом технадзора).

Документы для регистрации ГБО в ГИБДД (итоговый список):

  1. заявление с решением о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства
  2. заявление-декларация
  3. диагностическая карта
  4. копия сертификата сервисной станции
  5. сертификат на ГБО, на баллон, паспорт баллона
  6. паспорт или документ удостоверяющий личность
  7. ПТС
  8. СТС
  9. заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС
  10. протокол технической экспертизы после внесения изменений в конструкцию ТС
  11. квитанция об уплате госпошлины
  12. для отдельных случаев, доверенность/договор на предоставление интересов владельца авто.

Где по итогам осмотра будет выдано: «Свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности дорожного движения» (ССКТС). Либо выносится решение об отказе. Ждать выдачу свидетельства обычно приходится от 5 до 10 дней.

После получения ССКТС, владельцу авто необходимо в течение 10 суток внести новые регистрационные данные транспортного средства.

Этап седьмой. Записаться в отдел регистрации авомототранспортных средств ГИБДД. Оплатив ещё одну госпошлину, зарегистрировать газовое оборудование, другими словами вписать ГБО в ПТС и заменить СТС на новое, с отметкой.

Для повседневной езды возить с собой всю пачку бумаг не нужно. Основные документы на ГБО для ГАИ и АГЗС – свидетельство о регистрации ТС (с внесёнными изменениями) и паспорт баллона с соответствующими отметками.

Сколько стоит оформить газовое оборудование на автомобиль в ГИБДД

Для того чтобы узаконить установку ГБО на авто самостоятельно, потребуется значительное количество времени, сроком от одного месяца до трёх. Стоимость оформления на 2021 год составит порядка 10-12 тысяч рублей, где львиную долю формирует цена за услуги лаборатории:

  1. предварительная экспертиза – 3000-4000 руб.
  2. протокол после внесения изменений – 3000-4000 руб.
  3. сумма за ГТО – 500-1200 руб. (зависит от типа транспорта и пункта техосмотра)
  4. оплата первой госпошлины за выдачу ССКТС – 800 руб.
  5. вторая госпошлина за внесение новых сведений в ПТС и замена СТС – 850 руб.

Сократить затраты на оформление, можно через сайт госуслуги об этом мы подробно писали тут.

Как узаконить ГБО установленное ранее

По той же последовательности придется зарегистрировать ГБО в ГИБДД, если оно уже установлено на авто до 2015 года или после. Но как правило ситуация всегда осложняется полным или частичным отсутствием документации на монтаж и оборудование. Особенно это актуально при самостоятельной установке системы. Для таких случаев также существует решение.

Нужно обратиться к установщику газового оборудования (СТО) с просьбой о восстановлении необходимых документов. Чаще всего с этим не возникает затруднений, документы выдадут бесплатно.

Однако если у газового баллона закончился срок эксплуатации, нужно будет купить и поставить новую емкость.

Читайте также  Где лучше покупать автомобильные покрышки?

Если бак ещё годный, к затратам на легализацию газового оборудования (установленного ранее), может добавиться сумма за освидетельствование (опрессовку) баллона.

При самостоятельном монтаже, наличии паспорта, а также действующей поверки на баллон, стоимость восстановления документации будет варьироваться в пределах 2-4 тысяч рублей.

Ну, а если газобаллонное оборудование предусмотрено заводом изготовителем автомобиля (новая машина), делать ничего не надо, все необходимые отметки в документах такого ТС присутствуют по умолчанию.

Как поставить на учет машину с ГБО без документов

Постановка на учет авто в ГИБДД с неоформленным газовым оборудованием и без какой-либо документации на него (к примеру при купле/продаже транспорта), возможна только после частичного демонтажа видимых элементов дополнительной топливной системы.

В противном случае чтобы переоформить машину, необходимо сначала сделать все документы и пройти процесс регистрации газового оборудования.

Установка ГБО с регистрацией в ГИБДД «под ключ»

Сейчас практически все установочные центры оказывают помощь в оформлении оборудования после установки, это сильно облегчает задачу с бумажной волокитой, а цена за их услуги не многим выше.

Суть услуги заключается в подготовке полного пакета документов (или частичного) за короткие сроки (от 3 часов до 5 дней), а также сопровождение и консультация при регистрировании. Стоит отметить, что без визита в ГАИ всё же не обойтись.

Услуга отлично подойдёт тем владельцам авто, кто не хочет тратить своё время на переоборудование. Также тем, кто уже эксплуатирует неоформленное газовое оборудование, установленное ранее, или кто своими силами установил ГБО.

Вывод

Как видно, процедура легализации газового оборудования требует запастись терпением. Стоит также отметить, что из-за участившихся происшествий с машинами на газовом топливе отмена оформления вряд ли возможна.

Решение спрятать ГБО, как и эксперименты с использованием поврежденного оборудования, обычно не приводят ни к чему хорошему.

Если у Вас ещё остались вопросы, задавайте их в форме ниже или по электронной почте (указана в разделе контакты), наша команда с радостью на них ответит.

Как поставить на учёт ГБО в ГИБДД? Инструкция по оформлению, правила и документы

Установка ГБО «по закону» проще и легче, чем внесение любых других изменений в конструкцию. Процедура постановки газобаллонного оборудования на учёт ГИБДД давно отработана и на 2021 год настолько забюрократизирована, что допустить ошибки на этом казалось бы тернистом пути регистрации уже установленной ГБО просто невозможно. Все упирается в оплату. За ваши деньги любые проблемы решаются быстро и качественно. Хотите подробную инструкцию по регистрации ГБО на Госуслугах, правила и необходимые документы для этого? Пожалуйста! И для начала ответ на самый животрепещущий вопрос.

Что означает установка ГБО по закону?

Существует два документа, требования которых нужно выполнить при переводе автомобиля на газ.

  1. Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств«, регулирующий правила установки компонентов в автомобиле, включая переоборудование на ГБО.
  2. ГОСТ 31972-2013 «Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования«, который напрямую утверждает порядок и документы для ГБО и его легализацию.

В первом документе советую сразу открыть пункт 8 Приложения №9. Документ большой, придется много проматывать. Здесь есть ссылки на требования ЕЭК ООН, выполнение которых обязательно при установке ГБО. Вы увидите, что далеко не каждый комплект газа возможно устанавливать на транспортные средства – их просто не зарегистрируют в ГАИ.

Какие типы ГБО нельзя зарегистрировать?

Для регистрации газобаллонный комплект должен соответствовать двум важным условиям:

  • на автомобили может устанавливаться только такое ГБО, тип которого был сертифицирован по Правилам ЕЭК ООН №115 для соответствующего семейства транспортных средств,
  • установка газобаллонного оборудования не должна приводить к снижению экологического класса машины.

В коробке с ГБО, которое вы собираетесь приобрести, ищите в первую очередь сертификат соответствия Правилам ЕЭК ООН №115 и документ, в котором указан экологический класс газового оборудования. Сравните экологический класс ГБО с экологическим классом вашего автомобиля, указанным в ПТС или свидетельстве о регистрации. Первый шаг сделан!

Теперь подробно рассмотрим порядок оформления газа.

Как поставить на учёт ГБО в ГИБДД? Инструкция и правила

Процедура внесения изменений в конструкцию автомобиля, в том числе при установке ГБО, следующая:

  1. до начала работ:
    1. пройти предварительную техническую экспертизу. Экспертизу проводят только аккредитованные организации, список которых представлен на сайте Eurasiancommission.org,
    2. получить разрешение в ГАИ на внесение изменений;
  2. после выполнения работ:
    1. пройти техосмотр,
    2. пройти повторную экспертизу,
    3. получить свидетельство и занести его номер в ПТС.

Как я уже сказал, узаконивать ГБО легче, чем любые другие изменения в конструкцию автомобиля, поскольку имеющийся в комплекте с оборудованием сертификат заведомо делает бессмысленным первоначальную экспертизу (п.1.1) и экспертизу после производства работ (п.2.2). И солидные конторы по установке ГБО заведомо имеют необходимые бланки аккредитованных экспертных организаций, конечно, в полном соответствии с законом. Хотя за обе экспертизы все равно придется заплатить.

Более подробно порядок внесения изменений в иных случаях, нежели регистрация ещё не установленного ГБО, мы рассмотрели в отдельной статье.

До установки

Если бланков в организации нет, то обращайтесь непосредственно в аккредитованную экспертную организацию. Если таковой в вашем городе нет, то запрос на проведение экспертизы отправляется письмом по почте.

Получив заключение первой экспертизы, отправляемся в ГИБДД и получаем разрешение на установку ГБО. Госпошлины за выдачу разрешения нет.

Установка ГБО

Собственно, работы могут проводить только в сертифицированных центрах, работники которых аттестованы на проведение работ с газобаллонным оборудованием. Производитель работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, согласно ГОСТ 31972-2013, по окончании работ должен передать владельцу автомобиля следующие документы:

  • заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию ТС, оформленное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,
  • заверенную (предприятием-изготовителем ГБО, поставщиком или продавцом) в установленном порядке копию сертификата соответствия на комплект ГБО, которое Вы оформляете, в отношении его установки на конкретный тип ТС с приложениями о составе комплекта, с указанием обозначения документации на комплектующие и их соответствие требованиям безопасности,
  • заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2а о соответствии АТС с установленным на него ГБО требованиям безопасности,
  • заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на автомобиль.

После установки

1. Следующий шаг – посещение пункта техосмотра. Обратите внимание, чтобы в полученной вами по результатам техосмотра диагностической карте была отметка об установленном ГБО. В частности, увеличится снаряженная масса автомобиля в соответствии с весом комплекта газобаллонного оборудования с заправленным баллоном и должна стоять отметка о новом виде топлива.

2. После прохождения технического осмотра проходим повторную экспертизу. Как уже говорил, все это делаете в той же организации, которая ставила оборудование.

3. Далее – в МРЭО на регистрацию изменений в конструкцию.

Посещать ГИБДД придется в два этапа, тем более, если будете записываться через Госуслуги. На первом этапе получаете «Свидетельство о внесении изменений в конструкцию».

На втором – новое свидетельство о регистрации, с внесением записей в ПТС.

  • госпошлина за свидетельство на внесение изменений в конструкцию – 800 руб.,
  • за новое свидетельство о регистрации – 500 руб.,
  • за внесение изменений в ПТС – 350 руб.

Через Госуслуги дешевле. И не забудьте снять копии со всех документов!

Можно ли не регистрировать?

Несмотря на наличие сертификата, регистрация в ГАИ внесенных изменений в конструкцию обязательна. Смотрите пункт 9.8 Приложения №8 ТР ТС и п.6.2 ГОСТ 31972-2013. В других случаях сертификат освобождает от регистрации изменений в Госавтоинспекции.

Какой штраф, если не регистрировать уже поставленный комплект газа?

Если не регистрировать установку ГБО, то последует штраф в размере всего 500 рублей по ч.1 ст.12.5 КоАП за нарушение п.7.14 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации» – внесение изменений в конструкцию без разрешения ГИБДД.

Но в дополнение к штрафу водитель получает предписание (требование) привести автомобиль в первоначальный вид. Если этого не сделать и не представить автомобиль на осмотр через 10 дней, то ГАИ аннулирует регистрацию автомобиля.

Если ГБО уже установлено?

Если Вы не хотите таких санкций именно в случае уже установленного газа, то действовать нужно достаточно быстро:

  • получить заключение первой экспертизы,
  • взять разрешение ГАИ на установку газобаллонного оборудования, и проблема решена.

Обратите внимание на данную тонкость. ГАИ наказывает за невыполнение требование п.7.14, упомянутого выше, то есть за то, что уже установленное ГБО стоит без разрешения ГИБДД. А раз разрешение получено, то за что тогда прекращать регистрацию?!

Снимать оборудование для его легализации, чтобы сначала получить разрешение на его установку, а затем заново устанавливать, не нужно:

«…демонтаж установленных на транспортное средство без соответствующего разрешения составных частей и предметов оборудования для получения разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства не предусмотрен», – Письмо №3/167714245742 от 21.11.2016 Первого заместителя начальника ГУ ОБДД МВД РФ В.В.Швецова.

Еще одно замечание: если проводилась постановка на учет автомобиля с ГБО, на которое не получено свидетельство о внесении изменений в конструкцию, то де-факто само изменение в конструкцию уже легализовано. Но подробности опускаю, чтобы не вводить вас в соблазн, поскольку доказательство данного утверждения требует определенной юридической подготовки, и вполне возможно, потребуется обращение в суд.

По этой причине, если вы купили автомобиль с уже установленным газобаллонным оборудованием, не зарегистрированном в требуемом законодательством 2021 года порядке, то соваться в ГИБДД для постановки на учет смысла нет. На учет не поставят. Придется либо демонтировать оборудование, либо его узаконивать.

Читайте также  Бесконтактное зажигание на ваз 2107

Можно ли сразу зарегистрировать газ при установке?

Обращаться в ГИБДД должен либо собственник, либо его доверенное лицо. Если вы рискнете и выпишите доверенность на сотрудника организации, которая устанавливала ГБО, то он за определенную плату посетит МРЭО (регистрационное подразделение) вместо вас.

Попутно, периодические испытания газобаллонного оборудования обязательны, о чем сказано в п.9.8.3 Приложения №8 ТР ТС. Проще их проводить там, где устанавливали ГБО. Периодичность устанавливается в паспорте на ГБО и баллон. По результатам испытаний выдается свидетельство, необходимое при прохождении технического осмотра.

Перевод автомобиля на газ в качестве топлива экономически оправдан, только когда автомобиль используется достаточно интенсивно. Установка газобаллонного ГБО потребует не только вложения средств, но и приведет к затратам времени и нервов, ведь, помимо самой установки ГБО, потребуется его регистрация в ГИБДД.

Установка газового оборудования на автомобиль: как сделать законно

  1. Делаем с умом и по букве закона
  2. В чем преимущества газа
  3. Пропан бутан или метан
  4. Поколения ГБО
  5. Первое поколение
  6. Второе поколение
  7. Третья генерация
  8. Четвертое поколение
  9. Пятая генерация
  10. Шестое поколение

Доброго времени суток, дорогие друзья! У нас вновь актуальная и животрепещущая тема — установка газового оборудования на автомобиль.

По сути, аудитория автовладельцев делится на поклонников и противников ГБО. Вносить какие-то свои комментарии относительно того, стоит ставить газовое оборудование или нет, я не стану. Лучше расскажу про само ГБО и то, как его можно на совершенно законных основаниях поставить и в дальнейшем эксплуатировать, не опасаясь штрафов ГИБДД (штраф около 500 рублей и выше).

Делаем с умом и по букве закона

Напоминаю, что в 2016—2017 году были введены некоторые новшества касательно использования газового оборудования на легковой машине. Потому предлагаю вам совершенно бесплатно узнать, что говорит закон, какие действуют правила и как получить желанное разрешение на монтаж ГБО в свой автомобиль.

Схема получения разрешения выглядит примерно следующим образом.

  1. Получите заявление с подписью в ГИБДД (можно в любом отделении) относительно внесений изменений в конструктивные особенности вашего транспортного средства. Есть специальная форма, которую вы легко найдете.
  2. Первая проверка. В общей сложности новый закон предусматривает две проверки. Первая предназначена для того, чтобы путем технической экспертизы установить, можно ли на конкретно ваш автомобиль монтировать ГБО, то есть вносить конструктивные изменения.
  3. Если машина соответствует нормам, требованиям безопасности и действующему закону, вы получаете разрешение. С ним уже можно ставить ГБО.
  4. В ГИБДД вам не будут проводить техническую экспертизу. Здесь вы можете лишь получить само разрешение. А вот заключение выдает специальная организация. В СПб, в Казани, в Перми, в Рязани или в Тольятти, а также в таких городах как Москва, Нижний Новгород, Самара, Краснодар, Воронеж, Барнаул и Калининград можно найти соответствующие официальные ведомства.
  5. Получив после экспертизы одобрение, с ним вы идете в ГИБДД. И вот долгожданное разрешение у вас в руках.
  6. Далее следуйте в компанию, занимающуюся установкой газового оборудования. После монтажа фирма обязательно выдает сертификаты и заявление-декларацию со всеми данными, штампами и подписями.
  7. Возвращаемся в организацию, где проводили экспертизу для допущения установки ГБО. Здесь вам выдают акт о том, что внесенные изменения соответствуют актуальным требованиям и законам.
  8. Последний пункт назначения — это ГИБДД, где все начиналось. Вместе с пакетом документов и разрешений вам вносят в свидетельство изменения, сообщающие о том, что установка ГБО была произведена законно и никаких претензий к вашему транспортному средству быть не может.

Конечно, сделать все своими руками, собрать документы, выстоять очереди и договориться с людьми — задача трудоемкая и требующая достаточно много времени. Но таковы правила, против которых не попрешь.

Да, вы можете установить ГБО где-то в гаражном кооперативе, где умелые мастера сделают все за пару дней и за несколько сотен долларов. Но при первой же остановке сотрудником ГИБДД у нас начнутся серьезные проблемы. Не пытайтесь заполучить все бесплатно и за считанные часы.

Монтаж ГБО — это серьезное и ответственное мероприятие, требующее действовать строго в рамках закона.

Касательно того, сколько стоит монтаж и какова цена самого комплекта ГБО со всеми составляющими, сказать однозначно не могу. Некоторые установки стоят по 1-3 тысячи долларов. И это без работы. Бесплатно монтировать никто не собирается, потому придется запастись еще как минимум несколькими сотнями условных единиц.

Есть и компании, предлагающие установку в рассрочку. Вариант неплохой для тех, кто хочет поставить газ здесь и сейчас, но не располагает полной соответствующей суммой.

В чем преимущества газа

Многие спрашивают, зачем вообще устанавливать ГБО? Ведь, по сути, вам приходится ездить с газовым баллоном в машине. Это ой как опасно.

На самом деле, когда речь идет о профессиональной установке оборудования согласно всем нормам и требованиям безопасности, баллон с газом ничем не опаснее, чем бак с бензином или дизельным топливом.

Стоимость установки и самой покупки оборудования внушительная, если вы хотите действительно качественное устройство от именитых брендов. Потому стоит подумать, почитать отзывы и решить для себя, нужен ли вам газ.

Скажу лично свое мнение. Ставить ГБО актуально тем, что активно эксплуатирует автомобиль. Та же рабочая Газель, проходящая ежегодно по несколько десятков тысяч километров, полностью оправдает затраты и будет экономить владельцу деньги, если сравнивать с бензином или дизелем.

ГБО позволяет экономить только в случае, если машина постоянно в движении. Я не вижу смысла тратить 2-4 тысячи долларов на доработку, если авто 80% времени проводит в гараже и в день проезжает не более 10-20 километров. Чтобы окупить затраты на установку газового оборудования, потребуется не один год.

Так что основное преимущество — это экономия на АЗС. Но она условная, как вы понимаете.

Пропан бутан или метан

Еще один актуальный вопрос — ГБО под какой тип газа лучше ставить? Ответ однозначный — пропан-бутан.

Да, есть установки, где предусмотрено использование ГБО. Если брать сугубо эксплуатационные характеристики, то метан не уступает пропан-бутану.

Есть только одна проблема — отсутствие инфраструктуры. Найти даже в крупном городе заправку, где был бы метан, достаточно сложно. Основная масса АЗС специализируется на пропан-бутане. Вот и вся хитрость выбора.

Поколения ГБО

Если поставить перед собой цель, то найти адреса и подходящий комплект ГБО, вписывающийся в запланированную вами стоимость, не составит труда.

Только вот подумайте, какую именно газовую установку вы хотите видеть в своем автомобиле. Их можно разделить на пять генераций, то есть 5 поколений. Вот об этом я еще хочу рассказать.

Хотя сейчас активно ведется разговор касательно 6 поколения, которое получило несколько конструктивных отличий по сравнению с предшественником.

Так что предлагаю коротко разобрать каждый вариант газового оборудования. Это позволит вам понять, какую установку лучше монтировать в свой автомобиль. Делать это самостоятельно, опираясь на разные видео, я бы не рекомендовал.

Первое поколение

Это система, оснащенная вакуумным управление и механическим дозатором. Их ставили только на карбюраторы. Конструкция предельно простая, потому с установкой проблем не возникало. Да и ремонт не сложный.

Это дешевые, конструктивно элементарные установки, способные работать на двигателях, не имеющих обратной связи.

Но такие ГБО совершенно не соответствуют нормам и стандартам. Потому установка подобной системы — это самое плохое решение, которое вы можете принять.

Второе поколение

Здесь начали использовать электронный дозатор и принцип работы на обратной связи. Важную роль отвели датчику кислорода.

Но ГБО соответствует лишь нормам Евро 1. Конструкция надежная и долговечная, существенно превзошедшая первую генерацию.

Такие устройства быстро выводят из строя свечи зажигания, а также сопровождают вождение постоянными хлопками. Устаревшая версия, что уж говорить.

Третья генерация

Во многом полная копия второго поколения, но получившая электронную дозировку для подачи топлива. Хотя там тоже есть подобная система, но ее заметно усовершенствовали.

Эти ГБО медленно реагируют на попытки набрать скорость, плохо корректируется состав газа. Есть ли смысл ставить оборудование? Нет. Почему? Да потому что до необходимых норм Евро 3 оно так и не дотянуло.

Четвертое поколение

Третья генерация откровенно провалилась. Потому инженеры набрались сил и сделали четвертое. Здесь ярко видно, как развивается инженерная мысль и применяются современные технологии.

Многие считают, что в Восточной Европе лучше 4 поколения ГБО ничего нет, несмотря на наличие 5 и 6 генераций. Здесь отмечают великолепную реализацию управления форсунками, которые отвечают за подачу топлива. Соответствует нормам Евро 3.

По сути, это копия инжектора, оснащенная форсункой на каждом цилиндре. Риск, который себя оправдал.

Пятая генерация

Дотянуло ГБО следующего 5 поколения до норм Евро 4. Подходит для авто с любым инжекторным двигателем и совместима со всеми датчиками.

Газ подается в жидком виде, в цилиндрах применяют электромагнитные типы форсунок, двигатель может работать на холодный пуск и мощность инжектора не теряется, несмотря на переход с бензина на газ.

Плюс система позволяет легко возвращаться на бензин.

Шестое поколение

В основном 6 генерация ГБО напоминает предшественника. Но если на 5 стоял блок клапанов с газовыми форсунками и регулятором давления, отвечающие за подачу жидкого газа к коллектору, то у новой версии всего этого уже нет.

Здесь предусмотрели использование блока замещения топлива или модуля. Его врезают в топливную магистраль. В результате получается, что к блоку подключены магистрали одновременно газа и бензина. Никаких газовых форсунок здесь нет.

Из электроники отметим специальный блок управления, подключаемый к штатному ЭБУ инжекторного силового агрегата.