Установка и подключение тахографа — самостоятельно или в мастерской

Установка и подключение тахографа

Тахограф – это электронное контрольное устройство, которое устанавливается на автомобиль. На разных узлах транспортного средства расположены специальные датчики. Они передают на прибор определенный сигнал, который считывает время работы машины и регулирует время пребывания водителя за рулем. Основная задача тахографа – нормирование труда водителя и сокращение аварийных ситуаций на дорогах. Ведь страшных происшествий на транспорте хватает с избытком. В Европе, а конкретнее в Германии, больше установленных 4-5 часов водитель просто не проедет. Он вынужден будет остановиться и отдохнуть. Или, например, уступить место напарнику.

Законодательством многих стран постсоветского пространства предусмотрена обязательная установка тахографов для профессиональных перевозчиков. Исключение составляют технологические машины (мусоровозы, ассенизаторы, бетоновозы, эвакуаторы, манипуляторы). Игнорирование постановления о его использовании регулируется системой штрафов. В чем заключается сама проблема установки прибора? Во-первых, это цена вопроса. То есть, тахограф цифровой стоит порядка от 550 до 850 долларов. Цена напрямую зависит от конкретной модели. Но в эту стоимость не входит карта памяти и услуга по установке и подключению устройства. Если грузовой автомобиль был приобретен для личных транспортных целей, транспортная логистика была взята на себя, то установка прибора становится не обязательной. Для качественного подключения данного устройства потребуется обратиться в специальный сервисный центр. Установка цифровых тахографов требует специального оборудования. Обращаясь в такую организацию, обязательно поинтересуйтесь о внесении фирмы в реестр о регистрации. Ведь система должна работать без сбоев.

Основные этапы установки и подключения тахографа.

Подключение тахографа – дело, которое требует определенных знаний и навыков. При установке устройства необходимо иметь прямой доступ к датчику скорости по его замене либо опломбированию. Поэтому обязательным условием для проведения подобных работ является наличие технической ямы либо автоподъемника для грузовых машин.

Весь процесс подготовки к установке прибора состоит из следующего набора действий:

  • произведение осмотра автомобиля с целью выявления перечня необходимых работ;
  • определение места монтажа нового тахографа;
  • проверка наличия установки датчика скорости (здесь подойдет только импульсный или электронный). Осмотр соединительного кабеля на предмет целостности.

Работа тахографа осуществляется только при взаимодействии с цифровым спидометром. Если такого нет, потребуется произвести замену. К тахографу подключается датчик движения и антенна для приема сигнала в глобальных навигационных спутниковых системах. Это ГЛОНАСС и GPS. Антенна должна располагаться на горизонтальной поверхности кабины транспортного средства и захватывать минимум половины сферы неба. Металлические перегородки не должны перекрывать сигнал. Также важно работать с качественными и сертифицированными материалами.

Схема подключения расположена на верхней крышке прибора. Ее нужно придерживаться четко и внимательно. Питание устройства должно быть постоянным. Каждый контакт идет строго на указанный участок. Блок СКЗИ в тахографе – это специально разработанная энергетически автономная память, которая хранит всю входящую информацию в закодированном виде. Конфиденциальность, целостность и доступность данных, которые хранятся в этом приборе, не могут быть скорректированы или удалены. Активизация тахографа с блоком СКЗИ производится в специализированной мастерской с соответствующей лицензией.

Этот процесс состоит из 5 этапов:

  • создание запроса на сертификат (все поля должны быть внимательно заполнены);
  • загрузка данных в тахограф;
  • отправка запроса на получение сертификата (прибор записал данные о компании в СКЗИ и считал свой серийный номер);
  • ожидание выдачи сертификата (для сервера потребуется время от 10 минут до суток);
  • загрузка полученного сертификата (для этого дополнительно производится калибровка).

Для настройки GPRS-модема через тахограф указываются данные:

  • возможность использования модема;
  • настройки GPRS соединения;
  • сервер для передачи телематических данных;
  • параметры движения;
  • состояние тахографа и подключенных датчиков;
  • интервалы и протокол отправки телематических данных;
  • сервер для передачи тахографических данных о режиме труда и отдыха.

Важным нюансом работы данной системы будет использование и установка в указанный слот действующей SIM-карты любого оператора. Установка тахографа на грузовой автомобиль требует специальных знаний и приобретенных с опытом умений.

Нюансы при работе с картой водителя и механизм ее получения.

Для надлежащего использования карты водителя потребуется ознакомиться с некоторыми правилами. Данный атрибут вставляется в тахограф чипом вверх до щелчка. Далее вводится индивидуальный пин-код карты. Количество попыток неправильного ввода ограничено. Иначе устройство будет заблокировано.

Также стоит обратить внимание на этап получения карты водителя. Если она будет отсутствовать, то большая вероятность получить штраф со стороны инспекторов патрульной службы. Практика показывает, что карта выдается водителю при приеме на работу и сроком до 3-х лет. Время подготовки данного атрибута занимает от 2-х недель до 45 дней. То есть, это достаточно очень долго! Данную операцию необходимо проделывать заранее, чтобы не возникли трудности и неприятности в работе.

Специализирующиеся на этом деле организации берутся за изготовление трех видов карт:

  • с блоком криптозащиты;
  • без блока СКЗИ;
  • ЕСТР (соответствует требованиям Европейского соглашения для перевозках по дальнему зарубежью).

Сделать заявку на разработку персональной карты очень легко. Много компаний предоставляют услуги по данному направлению. Но большое количество еще не говорит о качестве. Следует обращаться в сертифицированные фирмы с большим опытом работе на рынке данного сервиса. Одной из таких компаний является «Тахокарт». Ознакомиться с полным перечнем услуг можно на официальном сайте компании — http://www.tahocard.ru/. В стоимость услуги входит процесс обработки заявления, затраты на производство пластиковой карты и доставка конечного товара по адресу конечного потребителя.

Тахограф – устройство на все случаи жизни.

Следует помнить, что при установке тахографа водитель лишает себя дополнительных проблем с эксплуатацией транспорта. Таким образом, он обезопасит пройденное расстояние. Ведь регистрация времени труда шофера и его отдыха – неотъемлемая составляющая безопасности дорожного движения. Данная система фиксации предусмотрена на законодательном уровне и является, при необходимости, отличным доказательством в судебных разбирательствах. Ведь прибор четко фиксирует пройденное расстояние и скорость перемещения автомобиля. Каждому водителю надлежащего транспорта следует помнить, что установка тахографов на грузовые автомобили – закон! Иногда простыми средствами не стоит пренебрегать. Они способны оказать серьезную услугу в непредвиденной ситуации.

Как установить тахограф правильно?

Установить тахограф в соответствии с российскими законами и при этом сэкономить не просто. Зачастую перевозчику сложно разобраться какое устройство подходит для его типа транспорта и вида деятельности. В данной статье мы постараемся ответить на большинство основных вопросов владельцев транспорта.

Российские и европейские законы, а также нормативные акты регламентируют в какие сроки установить тахограф на тот или иной тип автомобиля для грузовых и пассажирских перевозок.

На какие автомобили нужно установить тахограф?

Тахограф – современное устройство, разработанное для контроля выполнения режима труда и отдыха водителями. Современные цифровые тахографы защищены от манипуляций средствами криптозащиты, что позволяет избежать подделки и подкрутки информации с прибора учета. Поврежденный корпус, сорванная пломба и другие доказательства попыток вскрыть устройство являются основанием для наложения штрафных санкций административного характера на водителя и собственника автомобиля.

Согласно приложению № 2 приказа № 36 Минтранса РФ (распространяется на выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории России), контрольные устройства устанавливают на автотранспорт категорий:

  • категория М2;
  • категория М3;
  • категория N2;
  • категория N3;

На какие автомобили не нужно устанавливать тахограф?

  • Автотранспорта категории М2, М3, выполняющих городские и пригородные регулярные пассажирские перевозки в соответствии с утверждёнными ПП РФ № 112 от 14 февраля 2009 г.;
  • Автотранспорта, допущенного к осуществлению международных перевозок в соответствии с документом для осуществления международных автомобильных перевозок, на который устанавливают тахографы в соответствии с Европейским соглашением ЕСТР;
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов;
  • автобетоносмесителей;
  • автогудронаторов;
  • автокранов;
  • автомобилей скорой медицинской помощи;
  • автоэвакуаторов;
  • пожарных автомобилей;
  • транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов;
  • транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами;
  • медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок;
  • автобусов для ритуальных услуг;
  • автомобилей-домов;
  • бронированных транспортных средств;
  • передвижных лабораторий и мастерских;
  • передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • специализированный транспорт сельхозпроизводителей;

Правила установки тахографа

Встраивание устройства с системой криптографической защиты на автомобиль осуществляется на основании постановлений Правительства РФ и Министерства транспорта. Монтировать прибор следует с соблюдением нормативных требований к этой процедуре. Строгое следование предписаниям позволяет избежать административного наказания, денежных потерь и утраты доверия со стороны партнеров и клиентов.

Читайте также  Шаровая опора на лада приора: выбор и замена

Чтобы установить тахограф по закону, нет необходимости знать содержание каждого нормативного акта и приказа, но важно знать порядок их применения.

Большегрузные автомобили и транспортные средства, предназначенные для перевозки большого числа пассажиров (кат. М2, М3, N2, N3), должны быть оснащены приборами контроля режима труда и отдыха до ввода транспорта в эксплуатацию.

Если в транспортном средстве установлен цифровой тахограф без блока СКЗИ, установленный до апреля 2014 года, и при этом, Вы осуществляете перевозки только внутри РФ, менять его не нужно. Автовладельцы до 2018 года должны заменить тахограф на модель с модулем криптозащиты или на устройство, соответствующее европейскому регламенту ЕСТР для международных перевозок (при условии наличия разрешения на международные перевозки).

Установить тахограф и выполнить его сервисное обслуживание можно только в специализированной организации – мастерской, которая должна иметь лицензию ФСБ и клеймо Минтранса. Если компания оказывает услуги по монтажу приборов и работает без лицензии, высока вероятность некорректной установки тахографа и его поломки. При этом важно знать, что часть ответственности за поломку или некорректную установку прибора ляжет на перевозчика. Показания прибора, поставленного не правомочной на совершение этих действий компанией, считаются недействительными.

Лицензии, дающие организациям право устанавливать на транспортных средствах тахографы, предоставляют подразделение Минтранса РФ – ФБУ «Росавтотранс» и ФСБ, отвечающая за работу системы криптографической защиты данных.

Как корректно установить тахограф?

Процедура установки должна выполняться в соответствии с предписаниями, указанных в нормативных актах (Приказ №36), а также в соответствии с требованиями производителей тахографов и заводов изготовителей транспортных средств.

Приступая к монтажу прибора, нужно определиться с местом его размещения. Водитель должен иметь удобный доступ к прибору, так как в начале каждой смены ему необходимо устанавливать индивидуальную карту тахографа и обозначать сведения о маршруте, а по окончании работы вытаскивать из слота карту. Также водителю должен быть хорошо виден экран прибора.

В автомобилях, произведенных после 2006 года, уже предусмотрен отсек для размещения тахографа. В более ранних транспортных средствах подобрать участок для фиксации прибора помогут специалисты нашей компании.

Чтобы корректно установить тахограф нужно следовать следующим этапам:

  • Анализ совместимости. Специалист определяет целесообразность снятия действующих спидометра и датчика скорости для замены их новыми, более современными, устройствами. Проверке подлежат транспортное средство и документация на него.
  • Установка других датчиков. Если специалист выявил необходимость в замене приборов на новые модели, сделать это нужно в обязательном порядке.
  • Соединение между собой спидометра, самописца и датчика скорости.
  • Проверка тахографа в действии.
  • Пломбировка и активация. Пломбы ставятся на все разъемы и участки соединения. Блок СКЗИ запускается с помощью карты мастерской.
  • Калибровка и настройка исходных параметров.

Можно ли установить тахограф самому?

Услуги специализированных организаций стоят недешево, но гарантируют монтаж устройства с соблюдением всех правил. Владельцу не запрещается самостоятельно фиксировать устройство в отсеке и соединять провода, но в любом случает, перевозчик не обладает знаниями регламента установки, а также не имеет оборудования для калибровки и активации устройства. Законом регламентирована установка ТОЛЬКО в сертифицированных мастерских.

Попытка сэкономить на услугах сертифицированных организаций может обернуться серьезными неприятностями, вплоть до административных наказаний.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный грузовик?

По действующему законодательству установка тахографа обязательна для автотранспорта, который принадлежит юр.лицам и ИП. Для частных лиц тахограф не обязателен. Сейчас данный нюанс обсуждают в правительстве и в ближайшее время ситуация может измениться.

Ближайшие изменения в законодательстве связаны с тем, что большинство организаций проводят перерегистрацию автомобилей на физические лица. с целью экономии на оснащении транспорта устройствами контроля.

Установить тахограф и сэкономить

Специалисты нашей компании установят тахограф на Ваш транспорт, соблюдая все законодательные нормы. Богатый опыт и лицензии позволяют нам выполнять качественный и быстрый монтаж устройств. Вы можете осуществить установку контрольного прибора в нашей компании, как за наличный расчет, так и по банковским картам. Кроме того, мы предоставляем рассрочку на приобретение тахографа с установкой.

Получить бесплатную консультацию и установить тахограф Вы можете связавшись с нашими специалистами по телефону + 7 (812) 900-20-81

Тахографы на грузовые автомобили — необходимость установки и ее стоимость

Первые тахографы появились в 30-х годах прошлого века. С тех пор многое изменилось. Сегодня эти устройства применяются повсеместно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

Что такое тахограф и его виды

Тахограф — это специальное устройство. Он устанавливается на борту ТС.

Применяется для таких целей:

  • регистрация пути;
  • обеспечивает безопасность;
  • регистрации скорости движения;
  • фиксация времени, затраченного водителем на отдых или труд;
  • обеспечивает выполнение нормативных и законодательных требований.

Аналоговые

Аналоговые модели похожи на радиомагнитолу или спидометр. Запись данных осуществляется на круговую диаграмму. Сигнал передаётся со специальных аналоговых датчиков. На сегодняшний день аналоговые тахографы полностью вышли из употребления.

Цифровые

Это современное оборудование, которое превосходит предшественников по всем параметрам. Такие приборы содержат специальные криптографический модуль. Главное преимущество цифровых тахографов — практически невозможно «обмануть».

Стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль

Стоимость установки зависит от различных факторов:

  • параметры транспортного средства;
  • тип устройства;
  • марка и т. д.

В среднем за установку придётся заплатить 10–15 тысяч руб.

На какие виды грузовых авто нужно устанавливать тахограф?

Устанавливать прибор нужно на такие виды ТС:

  • грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонны;
  • автобусы, которые имеют более 8 мест.

На какие виды грузовых авто тахограф устанавливать не нужно?

Устанавливать прибор не нужно на такие виды ТС:

  • Транспортные средства, которые используются для выполнения различных функций (автокраны, эвакуаторы, военные автомобили, учебные, проходящие дорожные испытания и т. д.).
  • Передвижные мастерские и лаборатории.
  • Пассажирские транспортные средства, которые ездят по пригородным или городским маршрутам.
  • Передвижные телевизионные студии.
  • ТС, которые принадлежат частным лицам.

Что говорит закон об установке тахографов на грузовое авто?

Установка приборов осуществляется в порядке, предусмотренным приказом номер 273. Этот закон предусматривает схему подключения, а также ряд исключений.

Правила установки тахографов на грузовые автомобили

При монтаже устройства нужно иметь доступ к датчику скорости. Датчик скорости нужно будет опломбировать или заменить. Провести такие работы достаточно сложно. Поэтому обязательным требованием является наличие специального автоподъёмника или технической ямы.

Этапы установки

  1. Первоначально произведите осмотр транспортного средства для выявления перечня нужных работ и составления акта приёмки автомобиля, куда входит: результат внешнего осмотра автомобиля, осмотр агрегатов, который может затронуть установка, а также осмотр кабины ТС.
  2. Определите место, куда будет осуществлён монтаж нового устройства. Если в транспортном средстве не предусмотрено штатное место для установки устройства, то он монтируется в специальный короб, устанавливаемый в месте, доступном с места водителя.
  3. Если на ТС уже установлен штатный прибор, подключённый к шине, который требует замены, то перед этой операцией необходимо считать со штатного прибора данные при помощи Bluetooth-модуля или программатора.
  4. Проверьте установлен ли в автомобиле электронный датчик скорости. Для работы с устройством подходят только электронные датчики скорости, называемые также импульсными. Если датчик скорости не установлен или требует замены, то мастер подбирает подходящий для конкретного транспорта средства датчик скорости. Если датчик установлен, то проведите осмотр кабеля для подключения тахографа к датчику скорости на предмет целостности и необходимости его замены. При сомнении в целостности провода, его необходимо заменить.

Процесс установки тахографа

После окончания осмотра в двустороннем порядке с водителем подписывается акт приёмки автомобиля и перечень предстоящих работ. В случае замены датчика скорости требуется замена спидометра. Подберите подходящую для этого транспортного средства модель спидометра.

Спидометры бывают различных форм-факторов:

  • квадратные или круглые;
  • механические или электронные.

А также под различные посадочные места — 100 мм или 140 мм. Рассчитаны для разного питания борт сети — 12 или 24 вольт.

Для работы с прибором используются только электронные спидометры. Перед подключением спидометра, проложите провода от спидометра до места установки прибора.

Читайте также  Салонный фильтр хендай акцент: где находится, замена

К устройству подключают антенну и специальный датчик движения. Антенна используется для приёма сигналов спутниковых систем, а также GPS. Антенну нужно установить в правильном месте. Специалисты рекомендуют устанавливать антенну горизонтальной поверхности кабины ТС. Такое расположение позволяет лучше принимать требуемый сигнал спутниковых систем.

Во избежание их оплавления очень важно крепить кабели и располагать их на максимальном удалении от вращающихся и горячих элементов. При установке тахографа на транспортное средство, которое используется для перевозки опасных грузов, всю проводку, которая располагается вне кабины, необходимо помещать в гофры, предназначенную для использования на автотранспорте.

Основные контакты подключения

  • Контакт А1 подключается к аккумуляторной батарее на постоянный плюс.
  • Контакт А5 подключается на постоянный минус.
  • Контакт А3 подключается к контакту выключателя зажигания.
  • Контакт A6 подключается на отключаемый минус, если на транспортном средстве установлен выключатель массы. При отсутствии выключателя массы на этот выход устанавливается перемычка.
  • Контакты А4 и А8 служат для подключения к CAN-шине.
  • Контакт B1 — плюс питание датчика скорости.
  • Контакт B2 — минус питания датчика скорости.
  • Контакт B3 — импульсный вход от датчика скорости.
  • Контакты B6, B7 и D6 — это настраиваемые импульсные выходы для подключения к спидометру ТС.
  • Контакты D3 и D5 служат для подключения по интерфейсу RS-485 различных датчиков или навигационных терминалов.

Так, вы сведёте к минимуму возможные ошибки в передаваемых от клиента данных для активации тахографа. Помните, если данные неверны или вы ошиблись при вводе данных, то вам придётся заменить блок СКЗИ.

Подключите ARM. Обратите внимание, что при каждом включении бездисковой рабочей станции необходимо извлечь из компьютера блок и подключить его заново.

Введите пин-код для СПДС-USB. Обычно он пишется на самом флеш-накопителе или на наклейке внутри коробки. Обратите внимание, что пин-код следует вводить с использованием цифр, расположенных в верхней части клавиатуры.

Для СПДС предусмотрено 5 попыток неправильного ввода пин-кода. После их использования, СПДС-USB заблокируют. Если все попытки будут использованы и СПДС заблокируют, то для разблокировки отправьте его в ваш центр технического обслуживания по активации блоков.

Этапы активации блоков СКЗИ

  1. Создание запроса на сертификат.
  2. Загрузка данных в тахограф.
  3. Отправка запроса на получение сертификата.
  4. Ожидание выдачи сертификата.
  5. Загрузка полученного сертификата в тахограф.
  6. Заключающий этап — калибровка. Калибровка осуществляется с помощью программатора либо специальной программы.

Штрафы при отсутствии тахографа в авто

1 апреля 2014 года в ФЗ номер 196 были внесены изменения. С этого дня стал взыматься штраф за отсутствие устройства.

В КоАП прописано соответствующая статья номер 11.23. Отсутствие устройства является административным правонарушением.

За совершение административного правонарушения предусмотрен штраф:

  1. Отсутствие прибора — 5–10 тыс. руб. для должностных лиц.
  2. За несоблюдение трудового режима предусмотрен штраф 1–3 тыс. руб.
  3. Отсутствие прибора 1–3 тыс. руб. для водителей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Вводить допуск для мастерских, устанавливающих тахографы, пока не будут

20 декабря 2019 г. 17:33

Реестр мастерских, занимающихся установкой, ремонтом, техническим обслуживанием и пр. тахографов пока создавать не будут. Государственная Дума в ноябре отклонила законопроект, который предусматривал введение системы допуска для таких организаций. В среду, 18-го декабря, в нижнюю палату парламента поступил новый законопроект о тахографическом контроле, однако из него положения о реестре мастерских уже исключены.

Напомним: прежний законопроект предлагал ввести аккредитацию для мастерских, выполняющих все виды работ, связанных с оснащением транспортных средств тахографами (монтаж, активация, ремонт, техническое обслуживание, замена блока СКЗИ и пр.).

С этой целью под ведением Министерства транспорта должны были создать специальный реестр, куда бы мог попасть только тот сервисный центр, который отвечает всем установленным требованиям. Среди них — наличие лицензии на работу с криптографическими средствами, наличие в собственности помещений и земельного участка, а также технологического оборудования, наличие в штате хотя бы одного сотрудника с соответствующей квалификацией.

При этом сервисный центр должен был бы в обязательном порядке пройти не только документарную, но и выездную проверку. Только после их положительного заключения мастерскую могли бы включить в реестр, за вход в который, кстати, нужно было бы заплатить государственную пошлину.

При выявлении в течение года минимум двух случаев нарушения требований к деятельности сервисного центра, его допуск был бы аннулирован.

Создание реестра мастерских, как заявлялось, должно было бы облегчить положение перевозчиков. Сейчас сервисные центры, по сути, не несут никакой ответственности за некачественно оказанные услуги, и нередко происходит так, что владелец транспортного средства, уже заплативший за установку тахографа, должен тратиться на повторные работы без гарантии, опять-таки, что и они будут выполнены на должном уровне.

Таким образом, с созданием реестра уже не перевозчику пришлось бы самостоятельно решать, насколько добросовестной является та или иная мастерская. Этот выбор взяло бы на себя государство.

Сейчас на сайте Росавтотранса можно найти перечень мастерских, работающих с тахографами. Однако это просто перечень, включение в который не предполагает строгой системы допуска.

В то же время допуск к тахографической деятельности все равно есть: сервисные центры, которые, в частности, специализируются на установке, активации, замене, ремонте и т.п. блока СКЗИ тахографа, обязательно должны иметь лицензию ФСБ на работу с криптографическими средствами. Однако такая лицензия не требуется, если мастерская, например, осуществляет ремонт тахографа с исправным блоком.

Прежний законопроект, кроме того, предусматривал создание реестров, куда бы в том числе включались сведения о каждом изготовленном тахографе и каждом блоке СКЗИ. Таким образом с перевозчика сняли бы и риск приобретения некачественного устройства или несоответствующего требованиям российского законодательства.

Сейчас на сайте Росавтотранса можно найти перечни тахографов, блоков СКЗИ и карт, однако в них перечислены только модели, которые можно использовать на территории России, а не конкретные единичные устройства.

Тем не менее законопроект с такими новшествами Государственная Дума отклонила. В заключении Комитета по транспорту и строительству, в частности, сказано, что в документе не учитывается, что возложение дополнительных функций на Министерство транспорта потребует штатных и организационных «перестроений», а также технического дооснащения, а это, естественно, повлечет расходы из федерального бюджета, источники которых не указаны.

Кроме того, введение пошлины за включение в реестр мастерских означает появление нового налогового платежа, в то время как законопроект никаких изменений в Налоговый кодекс не вносит.

Документ поручили доработать, однако в доработанном виде из него просто исключили все спорные моменты.

Правда, он все равно предусматривает создание информационной системы тахографического контроля (ИСТК), куда будут поступать данные с тахографов о времени управления транспортным средством и времени отдыха водителя, маршруте транспортного средства, а также сведения об установленных тахографах, полученные от мастерских, выданных картах и пр.

Вместе с тем в комментариях порталу «Грузовики и дороги» заместитель руководителя аппарата Комитета по транспорту и строительству Сергей Дергунов объяснил, что внесение законопроекта в таком урезанном виде вовсе не означает, что именно таким он и будет принят. По словам депутата, сейчас самое главное — чтобы документ, в принципе, допустили к первому чтению, после чего в него будут вносить доработанные изменения.

Установка и подключение тахографа — самостоятельно или в мастерской

Дата публикации 17.03.2020

Бюджетное учреждение (центр технического обслуживания муниципальных образовательных учреждений) собирается приобрести тахограф (с доставкой, установкой, калибровкой) и карты водителя к нему по КФО 4 (муниципальное задание). По каким подстатьям КОСГУ оплатить перечисленные позиции? Как поставить на бухгалтерский учет тахограф и карты водителя?

Основные критерии отнесения объектов к основным средствам перечислены в пп. 38, 39 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), в пп. 7, 8 федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства»).

Критериями отнесения объекта к основным средствам являются:

    • срок полезного использования объекта более 12 мес.
    • неоднократное или постоянное использование на праве оперативного управления в деятельности учреждения;
    • способность выполнять определенные самостоятельные функции.
Читайте также  Внедорожник третьего поколения mitsubishi pajero sport представили широкой публике

При невыполнении перечисленных критериев объекты принимаются к учету в состав материальных запасов. Кроме того, предметы не могут быть отнесены к основным средствам, если они должны учитываться в качестве материальных запасов в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н.

Окончательное решение, к какой группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относятся объекты, принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.

Тахограф – это бортовое техническое устройство, которое необходимо для измерения, регистрации и индикации скорости, пробега и времени движения транспортного средства в автоматическом режиме.

Требования к тахографам, устанавливаемым на ТС, категории и виды ТС, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на ТС, утв. приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36.

В состав тахографа входит бортовое устройство и внешние компоненты:

    • карты тахографа;
    • датчик движения;
    • антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
    • антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
    • комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на ТС.

Установка тахографа с СКЗИ (системой криптозащиты информации) для любых автобусов и микроавтобусов, задействованных в организованной перевозке детей, обязательна.

Тахограф монтируется с соблюдением нормативных требований. Установить тахограф и выполнить его сервисное обслуживание можно только в специализированной организации – мастерской. Установка тахографа подразумевает его пломбировку и активацию, калибровку и настройку исходных параметров. Пломбы ставятся на все разъемы и участки соединения. Блок СКЗИ запускается с помощью карты мастерской.

Тахограф устанавливается на конкретное транспортное средство и содержит всю информацию о нем, самостоятельно бортовой самописец эксплуатироваться не может. Следовательно, тахограф не удовлетворяет третьему критерию отнесения объекта к основным средствам, т.е. не может выполнять самостоятельные функции вне автомобиля. По нашему мнению, тахограф следует учитывать как материальный запас на счете 105 00.

При установке тахографа технологическое или служебное назначение автомобиля не меняется, такие работы не считаются дооборудованием или модернизацией ТС. Установка тахографа повышает уровень безопасности перевозок, но происходит это не за счет улучшения эксплуатационных характеристик автомобиля, а за счет более рациональной организации производственного процесса. Следовательно, первоначальную стоимость ТС изменять не нужно.

Расходы относятся на тот или иной код КОСГУ исходя из экономического содержания операции, определяемого на основании содержания договора (контракта) и первичных документов (п. 3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н).

Учреждение может заключить договор, который содержит элементы различных договоров (поставки, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), т.е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Применение различных по экономическому содержанию кодов КОСГУ может иметь место в случаях:

    • заключения учреждением отдельных договоров (контрактов) на разные виды работ;
    • заключения смешанного договора, в котором расходы подтверждаются разными первичными документами (например, поставка материальных ценностей подтверждается товарной накладной, работы по установке объекта – актом выполненных работ).

Тахограф, приобретенный на основании смешанного (отдельного) договора, может быть учтен в составе материальных запасов в качестве оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки (п. 99 Инструкции № 157н). По общему правилу такое оборудование учитывается в составе строительных материалов.

В соответствии с разделом 2 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для ремонта движимого имущества – объектов нефинансовых активов (например, ремонта мебели), следует отражать на счете 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения».

Следовательно, тахограф может приобретаться по подстатье 346 КОСГУ и учитываться на счете 105 06 (п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, если они производятся не для целей капитальных вложений, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Плата за перевозку (доставку) грузов по договорам относится на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ (п. 10.2.2 Порядка № 209н). На основании п. 102 Инструкции № 157н суммы, уплачиваемые за доставку материальных запасов до места их использования, включаются в фактическую стоимость материалов. Аналогичное положение содержится в п. 19 СГС «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н. Первоначальная стоимость материалов складывается из любых затрат, непосредственно связанных с приобретением материальных запасов.

Таким образом, в случае заключения учреждением смешанного договора или отдельных договоров хозяйственные операции оформляются следующим образом:

Дебет КРБ 4 106 Х4 346 Кредит КРБ 4 302 34 73Х – отражены вложения в материальные запасы в размере стоимости тахографа (п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н);

Дебет КРБ 4 106 Х4 346 Кредит КРБ 4 302 22 73Х – отражены вложения в размере расходов по доставке тахографа (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 4 105 Х6 346 Кредит КРБ 4 106 Х4 346 – оприходован тахограф по фактической стоимости, сформированной при приобретении по нескольким договорам (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 4 109 ХХ 226 (4 401 20 226) Кредит КРБ 4 302 26 73Х – списаны расходы по монтажу тахографа (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 4 109 ХХ 272 (4 401 20 272) Кредит КРБ 4 105 Х6 446 – отражено выбытие тахографа в связи с установкой (п. 37 Инструкции № 174н).

Для контроля за использованием тахографа после ввода устройства в эксплуатацию целесообразно предусмотреть его учет на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Такой вариант учета необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Если поставка и монтаж тахографа подтверждены одним первичным документом (результатом выполненных работ является тахограф, установленный в ТС), расходы можно в полном объеме отнести на подстатью 226 КОСГУ и списать на финансовый результат.

В любом случае факт установки тахографа необходимо отразить в инвентарной карточке автомобиля (п. 27 Инструкции № 157н).

Карта водителя для тахографа – это пластиковый документ, который содержит встроенный микрочип. Он позволяет идентифицировать личность лица, управляющего автотранспортом, порядок выполнения им трудовой деятельности, а также соблюдение им смены режимов труда и отдыха (ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ, ст. 2 «Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утв. приказом от 13.02.2013 № 36).

Порядок бухгалтерского учета именных карт для тахографа нормативно не установлен, поэтому должен быть разработан учреждением самостоятельно и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

С одной стороны, карты водителя являются принадлежностью конкретного тахографа. В то же время после перепрограммирования эти карты могут быть использованы на других тахографах той же модели в том же учреждении. Кроме того, в случае повреждения, утери, кражи, изменения данных карта водителя может быть заменена.

Карта водителя для тахографа может быть принята к учету обособленно в состав материальных запасов (пп. 98 – 100 Инструкции № 157н). Если поставка карты водителя подтверждена отдельным первичным документом, и в учреждении принято решение учитывать ее в составе материальных запасов, расходы могут быть отнесены на подстатью 346 КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н). Соответственно, учет карты организуется в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 (п. 118 Инструкции № 157н).

Для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением предназначен забалансовый счет 27 (п. 385 Инструкции № 157н). При этом объекты принимаются к учету по балансовой стоимости.

Таким образом, карты водителей для тахографа целесообразно принимать к забалансовому учету на счет 27 при выдаче их работникам (п. 37 Инструкции № 174н). При замене карты, ее утере и т.п. она списывается со счета 27. Такой учет обеспечит контроль за сохранностью, целевым использованием и движением карт водителей.

Смотрите также

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;