Тормозная жидкость бск: характеристики, состав, отзывы

Тормозная жидкость бск: характеристики, состав, отзывы

Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Пн июл 09, 2018 16:02 pm

Тормозная жидкость БСК, современное производство.

Это настоящая БСК — смесь бутанола и касторки 1:1.
Единственное отличие от советской — цвет (советская была подкрашена в красный, нынешняя без красителя).

Пересыл от 2л (+ 100р. за упаковку в фанеру).

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Mishania76 » Сб июл 21, 2018 20:25 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Вс июл 22, 2018 3:12 am

Наша контора делает, местная.

Спирт н-бутиловый (первичный)
Касторка импортная (индия)

По качеству — да БСК как БСК, от советской отличается только цветом (советскую в красный подкрашивали, а эта идёт без красителя, цвета касторки — желтоватая).

При выборе БСК главное не купить вот такое гликолевое гамнище под тем же названием:

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Mishania76 » Вс июл 22, 2018 20:09 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Пн июл 23, 2018 8:16 am

Применения чего? Нормальной БСК или гамна в пластиковых баночках?

— Пн июл 23, 2018 17:32 pm —

Доводилось заливать псевдоБСК «Oilright», и ту, которая в белых бутылках идёт (не помню кто производитель).
Льют их походу из одной бочки, потому что результат одинаковый — изменение цвета на сиреневый и смерть резиновых уплотнений:

Слева разбухшее кольцо из ГТЦ, справа новое для сравнения.

По факту эта дрянь — скорее всего обычная гликолевая жидкость, не дотягивающая даже до стандартов ДОТ-3 и подкрашенная в красный цвет.

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение vvk555 » Пн июл 23, 2018 12:18 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Пн июл 23, 2018 13:50 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Сергей-Волгарь » Пн июл 23, 2018 13:53 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Пн июл 23, 2018 13:57 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Impala » Пн июл 23, 2018 20:28 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Вт июл 24, 2018 1:31 am

Вы не владеете информацией по проблеме.

Для начала прочитайте пару статей на тему тормозной жидкости для ГАЗ-24 и старых машин вообще:

А теперь возьмите в руки свой этот OilRight и прочитайте этикетку.
Если нет под рукой, вот я специально для вас не поленился сфотографировать:

Читаем состав: н-бутанол, касторовое масло и . полигликоли!

БСК должна состоять только из касторового масла и бутанола.

Но касторка дорогая, поэтому хитрожопые производители льют туда гликолевую основу.
Поэтому этот ваш Ойлрайт и стоит так дешево.

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение vvk555 » Вт июл 24, 2018 11:49 am

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Вт июл 24, 2018 16:26 pm

Угу, дома на балконе разливаю. Бутылки тоже сам делаю.

2all: Предвидя еще 100500 идиотских вопросов: если вам нужна информация о процессе производства, контроле качества и тд. — напишите официальное письмо производителю — название фирмы написано на этикетке огромными буквами, дальше Гугл в помощь.

Никаких гарантий лично от себя я давать не собираюсь. Вообще никаких.

Товар продается «as is» — «как есть».

Устраивает такой подход — берём.
Не устраивает — проходим мимо.

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Impala » Вт июл 24, 2018 19:37 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Ср июл 25, 2018 1:32 am

А вот я в свое время не знал всех тонкостей, сначала купил на рынке ту жидкость, что в белых банках. Был очень рад, что наконец-то нашел БСК, залил «не глядя».
Когда разбухли манжеты, тоже подумал что это подделка.

Потом купил ОилРайт, понадеялся на репутацию производителя.

Когда манжеты превратились в тыкву опять, начал искать информацию и вникать в проблему.

Себе в итоге залил аналог АСК — «догонялочной» тормозной жидкости с повышенной температурой кипения, на основе амилового спирта и той же касторки.
Бутанол я найти в продаже не смог, зато повезло купить амиловый спирт. Ценник был правда заоблачный.

По поводу подделок, думаю, никто не будет в наши дни в здравом уме и трезвой памяти подделывать БСК, кому это надо? Это вчерашний день, по большому счету да и слушком уж дешево стоит тот же OilRight.

Как выбрать и какая тормозная жидкость лучше: Mobil, Castrol, БСК

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Тормозная жидкость в автомобиле играет важную роль – вот такими банально-актуальными словами мы начнем разговор о том, как выбрать тормозную жидкость, и какая тормозная жидкость лучше.

Хотя, наше мнение, так же как и мнение пользователей на форумах в отзывах о тормозных жидкостях – субъективно. И вы догадываетесь почему.

Ведь отзывы о качестве той или иной тормозной жидкости даются из разных точек страны, мы читаем только о таких брендах, как тормозная жидкость Castrol, Mobil, БСК и так далее. О брендах, но не о качествах и свойствах тормозной жидкости, подтвержденных анализами.

Именно поэтому, прочитав отзывы о тормозной жидкости, не торопитесь отказываться от применения ТЖ, того или иного бренда. Да и сравнивать их преимущества и недостатки, тоже не совсем корректно. Если только речь не идет о тормозной жидкости, приготовленной кустарно.

Ответ на вопрос о том, какую тормозную жидкость выбрать лучше, зависит от многих факторов и условий эксплуатации ТЖ, в том числе. И, надеемся, что вы понимаете, однозначного ответа быть не может.

Основные требования к тормозной жидкости для автомобиля

Итак, любому автомобилисту понятно, что из технических жидкостей автомобиля, одной из самых важных является тормозная жидкость (ТЖ). Качественная, отвечающая всем параметрам и требованиям ТЖ – гарантия того, что тормоза не откажут в самый ответственный момент.

И, естественно, к ТЖ предъявляются определенные требования, соответствующие условиям постоянной интенсивной эксплуатации. Какие же, это требования:

  • температура закипания должна быть высокой, как для экстренного торможения, так и для штатного применения;
  • температура застывания должна быть низкой для эксплуатации авто при пониженной температуре окружающего воздуха, что актуально для большей части нашей страны;
  • низкая гигроскопичность ТЖ, гарантирует малую впитываемость влаги, и более долгий срок службы жидкости;
  • высокие антикоррозийные и смазывающие свойства ТЖ;
  • отсутствие «агрессивности» к РТИ (резино-техническим изделиям).

Коротко о классификации тормозной жидкости

Тормозные жидкости различаются по «базовой» основе, на которой они изготовлены. При этом базовая основа составляет 93-98%, а составляющие компоненты 2-7 процентов. На сегодняшнем пользовательском авторынке представлены следующие тормозные жидкости:

  • на основе бутилового спирта – это ТЖ вчерашнего дня. Характеризуются низкой температурой кипения, но высокими смазывающими и антикоррозийными свойствами. Полностью лояльна к РТИ. И, в случае, если вам необходимо применение ТЖ именно этого класса для старого авто, то ею и нужно пользоваться.
  • Силиконовые ТЖ (как правило DOT-5 и 5,1)/ характерны высокой температурой закипания, отсутствием гигроскопичности. Срок службы такой ТЖ до 5-ти лет, но и стоимость соответствующая.
  • Гликолевая или полигликолевая «база» ТЖ – жидкости массового применения. Температура кипения – 230-260 градусов, температура замерзания до 40 градусов, но гигроскопичны. А лишняя влага в ТЖ снижает температуру кипения. Данные ТЖ рекомендуется менять один раз в два года.
Читайте также  Предохранители ауди 80 б3: где находятся, замена

Для информации: аббревиатура DOT (Department of Transport), является обозначением класса допуска по стандартам безопасности автомобилей. Чем выше класс, тем, естественно, лучше качества тормозной жидкости: DOT3 — 5,1.

Важно! Категорически запрещается смешивание тормозных жидкостей на разных основах. Тормозные жидкости разных брендов, но на одной базовой основе, смешивать не запрещено, но, тоже не желательно.

Да и нету сейчас особой нужды в этом смешивании. Рынок тормозных жидкостей достаточно насыщен в любом месте страны.

Как и какую тормозную жидкость выбрать

Первое условие при выборе тормозной жидкости для своего автомобиля – это рекомендация производителя. В мануале производитель указывает стандарты тормозной жидкости, применительно к вашей марке авто. И не нужно экспериментировать или экономить.

Сегодня у автомобилистов на слуху не так уж и много брендов, которые могут похвастаться популярностью тормозных жидкостей. Наиболее распространенными, и, кстати, по результатам независимых тестирований тоже, являются: тормозная жидкость Mobil, тормозная жидкость Castrol. Отечественные производители предлагают тормозную жидкость БСК, и жидкость тормозную Роса (в разных классификациях).

Кстати, если тормозная жидкость БСК рекомендуется для применения на старых автомобилях, то ТЖ Роса, отличается достаточно высокими эксплуатационными характеристиками. Притом, она совместима с тормозными жидкостями «Томь» и «Нева».

Возвращаясь к тормозным жидкостям Castrol и Mobil, нужно отметить, что результаты независимых тестов, систематически подтверждают их соответствие требованиям DOT3 и DOT4.

При выборе тормозной жидкости в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, всегда помните о том, что всего 30-40% тормозных жидкостей в России, являются качественными. В их числе тормозные жидкости: Castrol и Mobil. При условии, что вы приобретаете их у официальных дилеров, а не на авторынке.

Можно ли заливать тормозную жидкость DOT5 если рекомендовано DOT4

Тормозная жидкость относится к числу автомобильных расходных материалов, которые должны время от времени заменяться. Но иногда бывает так, что её уровень понизился до критической отметки, а для восполнения нет аналогичной марки. Рассмотрим, можно ли смешивать тормозные жидкости различных классов, в частности, DOT-4 и DOT-5, и какие правила при этом следует соблюдать.

Какие тормозные жидкости взаимозаменяемы

Прежде следует разобраться, какие вообще виды тормозных жидкостей существуют, и чем они различаются между собой. Все марки, представленные на рынке, по своему химическому составу подразделяются на три основных класса.

Устаревшая смесь для заполнения систем торможения автомобилей, использовавшаяся до создания современных марок с обозначением DOT. Химический состав БСК зашифрован в самом названии: бутил-спирто-касторовая смесь. Она не отвечает современным требованиям безопасности, поскольку не может обеспечивать надёжной работы тормозов на больших скоростях. Поэтому, сегодня состав БСК применяется ограниченно, только для тихоходных транспортных средств. Единственный плюс данной смеси – низкая стоимость.

DOT-3, DOT-4, DOT-5.1

В эту группу включены марки жидкости, выполненные на основе гликоля, двухатомного органического спирта. Эти марки обладают сходным химическим составом, но разными эксплуатационно-техническими характеристиками. Прежде всего, эта разница заключается в температуре закипания жидкости при интенсивном торможении. Данный показатель очень важен, поскольку от него зависят величины пороговых нагрузок на тормозную систему.

Минусом гликолевых составов является их гигроскопичность: с течением времени они впитывают в себя влагу, теряя при этом свои свойства. Чем больше насыщенность тормозной жидкости водой, тем ниже температура её закипания.

Согласно действующим нормативам, когда количество воды в общем объёме достигает 3%, гликолевая смесь становится непригодной для дальнейшего использования, и подлежит замене. В качестве примера возьмём смесь DOT-4. В «сухом» состоянии температура её закипания составляет 240 о С, а при нахождении в её составе 3% воды, этот порог снижается до 155 о . Обычно такой процент насыщенности влагой достигается спустя 2-3 года эксплуатации автомобиля.

DOT-5, DOT-5.1/ABS

Эта группа тормозных жидкостей создана на основе синтетического силикона. В отличие от органических смесей, силиконовые обладают повышенными водоотталкивающими свойствами. Температура закипания у данных составов равна 260 о С, что соответствует показателю DOT-5.1 из предыдущей группы.

Однако, благодаря синтетической основе, DOT-5 и DOT-5.1/ABS в гораздо меньшей степени впитывают воду. Благодаря этому, их эксплуатационный ресурс составляет 5 и более лет, без существенной потери своих свойств. Среди минусов силиконовых составов следует отметить высокую стоимость и недостаточный уровень смазки подвижных и трущихся деталей тормозной системы.

Исходя из представленной классификации, следует, что смешивать между собой можно исключительно те марки тормозных жидкостей, что имеют схожий химический состав.

В каком порядке можно заменять «тормозуху»

Следует запомнить главное правило: ни в коем случае не допускается смешивать между собой гликолевые, бутиловые и силиконовые составы.

Опасность здесь состоит в следующем: при смешении составов с разными химическими компонентами, при нагревании жидкости произойдёт химическая реакция. Она сопровождается выпадением в осадок нерастворимых компонентов, в результате чего в магистрали и внутри тормозных узлов образуются плотные сгустки. Забивая внутренние полости, они блокируют циркуляцию жидкости, тем самым резко снижая эффективность работы всей системы. Для устранения возникшей проблемы придётся потратить много сил и времени, снимая и промывая цилиндры, шланги и патрубки. Соответственно, смешивать гликолевый состав DOT-4, DOT-5.1 с силиконовым DOT-5, DOT-5.1/ABS нельзя ни в коем случае.

Допускается смешивать органическую жидкость DOT-4 с аналогичной по составу DOT-5.1. Но и с доливкой жидкостей, имеющих одинаковый химический состав, не всё так просто. При таком смешивании жидкостей нужно соблюдать такое правило: доливать можно смесь более высокого класса в более низкий, но не наоборот. Дело в том, что современные производители детально регламентируют использование для своих автомобилей всех расходников, начиная от характеристик топлива, и кончая марками смазочных материалов.

Не составляет исключение и тормозная жидкость. Изначально в автомобиль заливается именно тот состав, который наилучшим образом подходит данной модели машины. Он обеспечивает максимально эффективную работу системы торможения, делая вождение безопасным. При доливке состава низшей марки, общие характеристики смеси ухудшаются. К примеру, к DOT-5.1 с температурой кипения в 260 о , добавили DOT-4 (t кипения которого 240 о ) в пропорции 1 к 1. В результате температура закипания получившейся смеси будет уже 250 о ,.

Возможно, подобное изменение покажется не столь актуальным, но в экстренной дорожной ситуации даже такое снижение эксплуатационных показателей может привести к трагическим последствиям. Поэтому, специалисты допускают, долив жидкости низшей марки в более высокую, лишь в качестве временной меры, когда иного выхода просто нет. Но, при первой же возможности следует заменить полученный суррогат на ту марку, что рекомендуется техническим регламентом для данного автомобиля.

Особенности DOT-5

Маркировка присваивается тормозным жидкостям, в зависимости от их технических свойств, прежде всего, от температуры закипания. Силиконовый состав DOT-5 закипает при t = 260 о С, что является на сегодня лучшим показателем среди всех аналогичных составов. Однако, подобными температурными характеристиками обладают и другие смеси. Поэтому, несмотря на разницу в химическом составе, им присвоена та же маркировка DOT-5.

Читайте также  Предохранители ваз 2108: где находятся, замена

Во избежание путаницы и для недопущения смешивания органической и синтетической жидкости, к силиконовым составам добавлено дополнительное обозначение. В результате на рынке появились синтетические тормозные жидкости DOT-5.1/ABS (разработана специально для машин, оснащённых антиблокировочной системой) и органические DOT-5.1. Данная группа жидкостей отлично подходит к современным автомобилям, обладающим высокими скоростными характеристиками. Максимальный порог закипания в 260 градусов позволяет эффективно работать тормозам даже при значительных нагрузках.

От правильного использования тормозной жидкости, в том числе и при её доливе, напрямую зависит эффективность работы тормозов автомобиля. Поэтому, во избежание возникновения аварийных ситуаций на дороге, следует неукоснительно соблюдать правила замены жидкостей для тормозной системы. В частности запрещается доливать DOT-5 в систему, заполненную DOT-4 из-за различного химического состава (гликоль и силикон).

Характеристики и состав тормозной жидкости

1.Принцип работы тормозной жидкости.

Наверное, все автомобилисты знают, для чего в автомобиле нужна тормозуха. Однако не все знают, как она работает, что входит в состав тормозной жидкости и какие важные эксплуатационные характеристики зависят от её состава.

Для начала вкратце пробежимся по принципу работы. Итак, тормозит автомобиль тормозными колодками, которые прижимаются к вращающимся деталями колеса (тормозной диск, или тормозной барабан у старых авто), создавая сопротивление вращению трением. В результате колесо замедляет вращение и останавливается. Колодки начинают прижиматься к диску/барабану в результате нажатия на педаль тормоза водителем. Вроде всё просто, однако машина — вещь тяжёлая, и остановить её быстро используя только силу ног водителя нельзя. Кроме того, ведь усилие с педали на колодки надо как-то передать, и система механических рычагов здесь была бы весьма неудобна.
Чтобы решить эти две проблемы (передачу усилия и его увеличение), было решено воспользоваться таким свойством жидкости, как несжимаемость. То есть, как бы вы не старались надавить, уменьшить объём жидкости существенно не удастся (в отличие от газов/пара), а значит всё, что вы «вжали» с одного конца трубки, «выжмется» на другом конце, передавая ваше движение.

2. Разновидности и состав тормозной жидкости.

Работа тормозной жидкости протекает в широком температурном диапазоне, поэтому, как говорится, не все жидкости здесь одинаково полезны. Вода, например, замёрзнет при нуле градусов и блокирует всю работу (ну и трубки разорвёт, конечно).
С другой стороны, при торможении детали тормозной системы сильно нагреваются от трения, и та же вода закипела в тормозном механизме, превратившись в пар. А поскольку пар можно сжать, усилие на колодки также не передавалось бы. Вместо этого пар уплотнялся бы, уменьшая свой объём. Вообще, атмосферная влага, превращающаяся в конденсат — это основной враг тормозной жидкости.
Поэтому два основных требования к тормозной жидкости — это возможно более высокая температура кипения и низкая температура замерзания.

Первые жидкости делали из касторового масла. Например, марка тормозной жидкости БСК делалась из касторового масла в смеси с бутиловым спиртом. Был ещё вариант использования масла с этиловым спиртом (жидкость ЭСК), употреблявшийся некоторыми особо несознательными гражданами СССР перорально:).

Недостатком этих жидкостей была низкая температура кипения (около 78 градусов) и не слишком низкая температура замерзания (в пределах 30 градусов ниже нуля).
Применения гликолевой основы сильно расширило температурный диапазон ТЖ. Так, «Нева» имела температуру кипения 195°С, а замерзала примерно при минус 60°С. Казалось бы, вполне достаточный диапазон, однако у гликолевых жидкостей есть серьёзный недостаток — они очень гигроскопичны, поэтому впитывают в себя влагу даже в закрытой тормозной системе. С повышением содержания воды температура кипения существенно снижается.
Следующим шагом была «Томь», имевшая температуру кипения 220°С. Кроме того, гликолевые спирты довольно коррозионно агрессивны по отношению к материалам тормозной системы, и разъедают резиновые уплотнения, поэтому там используются различные присадки для снижения коррозионной активности (здесь можно почитать про агрессивность этиленгликоля — основы тосолов). «Томь» по этим параметрам в лучшую сторону отличалась от «Невы».
Поскольку в России не существует ГОСТов, устанавливающих характеристики тормозной жидкости, повсеместно применяются американские стандарты DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 (Department Of Transport). «Томь» как раз удовлетворяет требованиям DOT-3. Однако самой распространённой на сегодняшний день является жидкость DOT-4, в отечественном исполнении имеющая название «Роса», или, как вариант, РосDOT-4. О её характеристиках будет сказано чуть ниже.
DOT-5 в отличие от остальных ТЖ сделана на основе силикона и в связи с этим имеет ряд достоинств. Она не гигроскопична, имеет малую вязкость, не взаимодействует с резиновыми уплотнениями. Однако, она тоже не идеальна, так как из-за своей гидрофобности силикон старается вытолкнуть влагу, которая при низких температурах может замёрзнуть в трубках. Плюс, такая ТЖ хорошо смешивается с воздухом (то есть образует пену), что также снижает эффективность торможения (ведь воздух в пене можно сжать).
DOT-5.1 имеет те же характеристики температуры кипения и вязкости, что и DOT-5, но сделана на основе гликолевых спиртов, поэтому гигроскопична как DOT-3 и DOT-4, и вполне может с ними смешиваться (хотя и с ухудшением своих основных свойств). Существует также разновидность DOT-5.1/ABS, созданная для машин с электронно-управляемыми системами антиблокировки тормозов, как это видно из названия. Разница заключается в лучшей текучести при низких температурах, необходимой для корректной работы системы в этих условиях.

3. Характеристики тормозной жидкости.

Согласно стандарту FMVSS №116 DOT-4 должна иметь следующие основные характеристики:
температура кипения «сухая» (то есть воды в составе не более 0,5%) не меньше 230°С.
температура кипения «мокрая» (воды в составе не более 3,5%) не меньше 155°С.
вязкость при -40°С не более 1800мм2/с
значение pH — не меньше 7,5 и не больше 11,5. (это аналог щелочного числа, например у электролита оно 13)
Кроме этого оговаривается термическая и химическая стабильность (температура кипения не должна изменяться больше, чем на 3°С при испытаниях по методике стандарта), и коррозионная активность.

4. Стандарты тормозной жидкости.

Кстати, уже упомянутый американский стандарт FMVSS 116 не единственный (хотя и первый) в области тормозных жидкостей. Кроме него существуют ещё:

  • ISO 4925 — (International Organization for Standardization, что переводится как «Международная организация по стандартизации»)
  • SAE J 1703 /1704 — (Society of Automotive Engineers, Inc., аналогично, «Общество автомобильных инженеров»)
  • JISK 2233 — (Japanese Industrial Standard, соответственно, «Японский промышленный стандарт»)

На ISO 4925 остановимся чуть поподробнее. В 2005 году эта организация выпустила редакцию стандарта, включающую в себя спецификацию ISO4925 – class 6 с нормативами для машин с ABS. В частности, вязкость при -40 там прописана не выше 750мм2/с. Вот картинка дополнений этого стандарта к основным классам американского DOT.

дополнительные классы тормозных жидкостей

5. Итого.

Итак, обобщим полученную информацию.

  • Во-первых, существует несколько разновидностей тормозной жидкости, однако пользоваться рекомендуется тормозухой класса DOT-4 и выше ввиду её достаточно высокой температуры кипения, а это основной параметр для тормозной жидкости, напрямую влияющий на безопасность езды на машине.
  • Во-вторых, помимо температуры кипения для машин с ABS имеет особое значение параметр вязкости при низких температурах (-40), для таких жидкостей разработан специальный стандарт ISO4925 – class 6 (ну или DOT-5.1/ABS).
  • В-третьих, все жидкости КРОМЕ DOT-5 состоят в основном из гликолевого спирта, тогда как DOT-5 сделан на основе силикона. Это значит, что смешивать их НЕЛЬЗЯ.
  • В-четвёртых, существуют ещё несколько характеристик, отвечающие за термическую, химическую стабильность и коррозионную активность. Обычно на них никто не обращает внимания, что даёт возможность производителям экономить на производстве, не соблюдая технологию. Если несоблюдение значения температуры кипения чревато аварийной ситуацией (что может выйти боком недобросовестному производителю ТЖ), то несоблюдение норм коррозионной активности «всего лишь» означает более быстрый выход из строя деталей и уплотнений тормозной системы.
Читайте также  Комплектации мазда 3: технические характеристики

Отсюда вывод — покупать лучше тормозную жидкость известных производителей (например, Тосол-Синтез с ТЖ марки ROSDOT), давно работающих на рынке и специализирующихся на производстве тормозных и других спецжидкостей для автомобилей.
Ну и вот табличка с основными характеристиками различных стандартов, для наглядности.

Сравнение характеристик тормозных жидкостей

Тормозные жидкости

Источник материала: Кузнецов А.И., Тимофеев Ф.В., Кузнецов А.А., Кормилицына В.Е. Учебно-справочное пособие. Нефтепродукты. в 2 ч. Часть 1. Классификация, номенклатура, нормативные требования к качеству. Изд. Ульяновский государственный университет, Ульяновск, 2018 г. 249 с.

Тормозными жидкостями называются жидкости, используемые в гидравлических тормозных системах автомобильной техники.

1. Тормозные жидкости отечественного производства

В зависимости от состава тормозные жидкости подразделяются на жидкости гликолевого основания и спиртокасторовые (рис. 1).

Рис. 1. Подразделение тормозных жидкостей по способу производства

Тормозная жидкость «ГТЖ-22М», представляет собой смесь диэтиленгликоля (66%), этилкарбитола (32%), этилцеллозольва (3%) с добавлением антикоррозионной и защитной присадок. Ядовита. Для придания жидкости желто-зеленой окраски вводится краситель. Обладает хорошими противоизносными и удовлетворительными антикоррозионными свойствами. Рекомендуется к применению на ряде моделей грузовых автомобилей для заправки гидравлических систем привода тормозов и сцеплений. Имеет всесезонное применение во всех климатических зонах, кроме Крайнего Севера.

Тормозная жидкость «Нева», состоит из смеси гликолей и полигликолей (имеет повышенное содержание этилкарбитола до 59%), содержит комплекс присадок антикоррозионного, антиокислительного и противоизносного действия, обладает хорошими низкотемпературными свойствами. Ядовита, имеет окраску от светло-желтого до желтого цвета. Работоспособна до температур эксплуатации минус 40-45 0 С.

Жидкость «Томь», предназначена для применения в гидравлической системе привода тормозов и сцеплений, состоит из этилкарбитола и полиэфира, содержит присадки антикоррозионного действия и повышающие уровень термостабильности. Температура применения от минус 50 до плюс 50 0 С. Смешивается с тормозной жидкостью «Нева» в любых соотношениях.

Тормозная жидкость «БСК», представляет собой смесь бутилового спирта и касторового масла (1:1), содержит краситель. Ядовита. Обладает хорошими противоизносными свойствами, инертна к резино-техническим изделиям. Предназначена для всесезонного применения в гидравлических системах привода тормозов грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобилей, оборудованных дисковыми тормозами. При низких температурах выделяет сгустки кристаллов касторового масла. Рекомендуемые температуры применения, не ниже минус 17-20 0 С.

Основным компонентом тормозной жидкости марки «РОСДОТ» является борсодержащий полиэфир, содержит антиокислительную присадку. Имеет высокие значения температуры кипения. Совместима с тормозными жидкостями марок «Томь», «Нева». Уровень требований предъявляемых к качеству тормозных жидкостей представлен в таблицах 9 и 10.

2. Зарубежная классификация тормозных жидкостей

Для классификации тормозных жидкостей за рубежом применяют характеристики температур кипения и вязкости. Наибольшее распространение получила классификация DOT, разработанная Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Данная классификация, основана на соответствии качества тормозных жидкостей требованиям американского федерального стандарта по безопасности автомобилей FMVSS № 116. При классификации различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» («мокрой») – с содержанием воды до 3,5%. Определение вязкости проводят при температурах 100 0 С и минус 40 0 С. Наибольшее распространение получили тормозные жидкости классов DOT 4, DOT 5 (DOT 5.1). Жидкость класса DOT 3 устаревающая марка, так как была предназначена для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами. Тормозные жидкости, соответствующие классификации DOT 4 предназначены для применения на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами. Тормозные жидкости, соответствующие классификациям DOT 5 (DOT 5.1) – используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, повышенными динамическими и температурными нагрузками.