Газовое оборудование на авто – экономия

Экономим топливо: десять мифов о газобаллонном оборудовании

Говоря о газобаллонном оборудовании (ГБО) для легкового автомобиля, мы, прежде всего, имеем в виду сжиженный нефтяной газ (СНГ, или LPG – liquefied petroleum gas) – пропан-бутановую смесь, являющуюся побочным продуктом нефтепереработки. Пропан-бутан подходит для легковушек лучше, чем более дешевый сжатый природный газ метан (СПГ, или CNG – compressed natural gas), поскольку требует одного компактного и легкого баллона.

А вот сжатый до 200 атмосфер метан приходится хранить на борту в нескольких тяжелых баллонах, и его чаще всего применяют на грузовиках и автобусах. Собственно говоря, большинство фобий и заблуждений непосвященных автовладельцев касаются обоих видов газового топлива. Разберем каждый из них.

1. Газ взорвется

Самая распространенная страшилка требует самого пространного опровержения. Коротко говоря, бензин и его пары в автомобиле взорвутся скорее, чем пропан-бутан. Во-первых, баллон для СНГ, рассчитанный на давление 16 атм, в несколько раз прочнее бензобака, и в случае ДТП вероятность деформации и разрушения баллона невелика.

Во-вторых, на случай аварийной утечки из поврежденного трубопровода на баллоне имеется предохранительный клапан, перекрывающий несанкционированный выход газа. В-третьих, на случай пожара (и перегрева баллона вообще) предусмотрен клапан избыточного давления, который стравит нарастающее давление в атмосферу, чем предотвратит взрыв.

Если имеет место небольшая утечка газа, на нее не среагируют автоматические защитные клапаны, но среагируют органы обоняния человека. Отдушка, добавляемая в пропан-бутановую смесь, делает заметным вытекающий газ с первых секунд. В то же время, для образования газо-воздушной смеси с взрывоопасной концентрацией требуется много времени – в разы больше, чем для появления капель бензина из прохудившегося бензопровода, готовых вспыхнуть в любую секунду.

2. ГБО снижает расходы на топливо вдвое

Это может быть правдой, только если бензиновая часть системы питания не совсем исправна и допускает «перелив». В остальных же случаях экономия будет несколько меньшей. Цена литра сжиженного пропана в самом деле вдвое ниже, чем литра бензина, но расход газа обычно на 10-20 % выше. Этот процент зависит от модели двигателя, типа установленного ГБО и от точности его настройки.

Кстати, наладка установленной газовой аппаратуры – процесс непростой и порой небыстрый, поэтому одна из основных хлопот владельца машины с ГБО – найти хороший «газовый» сервис. В этом смысле проще тем, кто покупает новый автомобиль с газотопливной системой, смонтированной на заводе. Также неплохой вариант – установить ГБО в дилерском центре «своей» марки, тогда за его отладку будут отвечать квалифицированные фирменные сервисмены. К сожалению, пока немногие дилеры предлагают такую услугу.

3. На газу ездят только бедные

На самом деле, на газу ездят те, кто не хочет платить лишние деньги. И чем крупнее и прожорливее автомобиль, тем это желание более оправдано. Современные газотопливные системы могут работать в числе прочего и с многолитровыми бензиновыми моторами крупных дорогих автомобилей.

Причем в последнее время все чаще газифицируется не только подержанный премиум-класс, перешедший в руки второго-третьего владельца, но и новые автомобили. Конечно, скорость окупаемости приобретенного ГБО зависит от конструкции двигателя, его аппетита и ежедневного пробега авто. Точный расчет окупаемости можно сделать через on-line калькулятор на одном из сайтов, посвященных «газовой» теме.

4. Сервис ГБО перекрывает экономию на цене топлива

Совершенно напрасное опасение – качественная аппаратура исправно служит долгие годы, требуя обслуживания не чаще, чем штатные узлы автомобиля. Плановое ТО включает замену одного-двух фильтров, иногда также – слив конденсата из редуктора. У некоторых типов ГБО иногда может потребоваться чистка форсунок. Цена нормо-часа у газовиков самая обыкновенная, но существенный недостаток в том, что для посещения их придется выделять отдельное время.

5. В заграничных поездках сэкономить благодаря газу не получится

Неверное утверждение. Сжиженный пропан-бутан в качестве альтернативного автомобильного топлива используется не только на постсоветском пространстве. Наш журналистский опыт свидетельствует, что по Западной Европе возможно путешествовать исключительно на пропан-бутане. Сеть заправочных станций LPG там достаточно развита, цена составляет порядка 50-60 % от цены бензина. Нужно лишь позаботиться о наличии штуцера-переходника: заправочные пистолеты в некоторых странах не такие, как у нас. Эту металлическую деталь можно купить или арендовать как дома, так и в стране пребывания.

6. Мощность двигателя при работе на газе ниже

В принципе, это так: из-за разных характеристик бензина и пропан-бутановой смеси тягово-скоростные характеристики ДВС при работе на газе снижаются. Но как показывают замеры на динамометрических стендах, разница обычно составляет 8 – 15 %, и на практике водитель ощущает ее далеко не всегда. К тому же, на падение мощности и крутящего момента влияют особенности настройки аппаратуры. При желании опытный настройщик сделает ухудшение характеристик незаметным «на глаз», но в таком случае может существенно вырасти расход газа. Данные выкладки касаются как современных компьютеризированных комплектов ГБО, так и простейших систем второго поколения с вакуумным регулированием.

7. Газ вреден для двигателя

В случае с некоторыми моделями моторов это правда – хотя и с оговорками. Из-за большего времени горения газа выпускные клапаны испытывают увеличенные тепловые нагрузки, и чтобы они не «пригорали», нужно чаще обычного контролировать зазоры в их приводе (это справедливо лишь для моторов без гидрокомпенсаторов в ГРМ).

Еще один момент – некоторым моделям современных двигателей «не нравится», что их клапаны при работе на газе не охлаждаются и не смазываются бензином. Для них приходится включать в комплект ГБО систему подачи в коллектор специальной смазки. К счастью, абсолютного большинства из распространенных моделей двигателей это не касается. И все же, перед принятием решения о газификации своего автомобиля рекомендуется посоветоваться с опытными специалистами по ГБО.

Но плюсов от газового топлива двигатель получает существенно больше. Так, в отличие от бензина, газ не смывает со стенок цилиндров масляную пленку, по которой работают поршневые кольца – а это продлевает ресурс мотора до капремонта. Октановое число газа (100 – 115 единиц) выше, чем у обычного бензина, поэтому малейшая вероятность детонации исключается, а это снижает нагрузку на детали цилиндро-поршневой группы и продлевает их ресурс. Газ не содержит примесей, сокращающих жизнь маслу, свечам, лямбда-зондам и катализатору.

8. Газовое топливо не подходит для любителей активной езды

Если не брать сугубо спортивные машины, а те, что предназначены для дорог общего пользования, то их всегда можно перевести на газ. Просто в некоторых случаях это будет дороже. Так, форсированным моторам могут понадобиться особый блок управления, форсунки и детали газовой магистрали повышенной пропускной способности и баллон большой емкости.

Высокооборотные двигатели (например, Honda) также могут требовать особого подхода – специальных форсунок, дополнительных датчиков. Некоторые комплекты ГБО решают вопрос высоких оборотов упрощенным образом – автоматически переводя двигатель на бензин при раскрутке более чем 4500-5000 об.мин. Одним словом, квалифицированным установщикам эти проблемы известны и они их легко решают. Интересно, что зачастую именно форсированные двигатели (например, у Mitsubishi Lancer Evo), будучи рассчитанными на тяжелые режимы работы, не знают никаких проблем с охлаждением клапанов при работе на газе.

9. Баллон для газа занимает багажник

Место для бака конечно требуется, и тут творчески мыслящие установщики ГБО предложат несколько решений, оперируя широкой номенклатурой типоразмеров баллонов. Например, можно выбрать тороидальный баллон («бублик»), который кладут на место «запаски», вместо которой в свою очередь предлагается возить небольшую «докатку» в чехле. Если автомобиль эксплуатируется только в городе, недалеко от дома, некоторые отказываются от запасного колеса вообще. Также для машин «каботажного» радиуса действия можно использовать небольшой цилиндрический баллон, помещающийся в нишу заднего крыла. Неплохой вариант – размещение снаружи машины, под полом багажника (такие схемы популярны у владельцев Lada 4×4 и Chevrolet Niva). Правда, для этого может понадобиться переварить систему выхлопа.

10. Газифицированные автомобили пахнут газом

Нужно уточнить – НЕИСПРАВНЫЕ газифицированные автомобили пахнут газом. Равно как и неисправные бензиновые автомобили пахнут бензином. Ароматизатор для того и добавляется в газ, чтобы малейшее нарушение герметичности трубопровода стало заметным и водитель обратился на СТО или хотя бы перекрыл выходной клапан на баллоне. Выхлоп автомобиля с ГБО также может иметь непривычный запах, и это также сигнал, что машина просится на прием к специалистам – газотопливная система неправильно отрегулирована. Настройка не занимает много времени.

avtoexperts.ru

Наверняка каждый водитель, наблюдая за ценами на АЗС, хотя бы раз задумывался: не поставить ли газ, чтобы сэкономить. Тем более, что периодически встречаются разные рекламы, которые обещают экономию на топливе при переходе на газ чуть ли не 50%. Мы решили рассказать, как оно на самом деле. Установка ГБО это не только поставил газ и экономишь, это еще и ряд нюансов, которые несколько удорожают установку оборудования и его эксплуатацию.

Расходы на топливо

Цены на газ (а мы в этой статье будем говорить исключительно про пропан) и бензин в разных регионах страны отличаются. Чтобы было честно, приведем цены, которые распространены в одном регионе на момент написания статьи. Например, в Воронеже. Литр пропана стоит 22,5 рубля, литр 92-го бензина – 43 рубля, литр 95-го бензина – 46 рублей. Казалось бы, газ примерно в два раза дешевле бензина, значит и экономия 50%. Но нужно учитывать два нюанса.

Во-первых, пропана расходуется примерно на 15% больше чем бензина. Если на бензине вы расходуете 10 литров на «сотню», то с пропаном результат будет примерно 11,5 литров. И вот уже миф об экономии в 50% рушится.

Во-вторых, не весь бензин владелец машины с ГБО может заменить газом (речь идет об оборудовании четвертого поколения, более современные системы очень дорогие и в России не распространены). Бензин все равно нужен для прогрева, а в некоторых случаях еще и настраивается подмес бензина к газу на высоких оборотах. Это тоже на пару-тройку процентов снижает экономию, потому как не весь объем трат на топливо можно заменить более дешевым газом.

Читайте также  Как экономить на шинах?

Обслуживание и ремонт

Газовые системы не очень прихотливы, но их тоже нужно обслуживать. У владельца машины с газом появляются дополнительные статьи расходов, которых нет на авто без ГБО. В самой газовой системе рекомендуется раз в 10000 километров менять фильтры. Процедура эта стоит порядка 1000-1500 рублей. Вроде не очень много, зато регулярно и экономию от использования газа уменьшает.

По-хорошему, еще нужно раз в 2-3 года снимать и проводить опрессовку баллона. Далеко не все владельцы машин на газе это делают, но по закону нужно. Да и здравый смысл подсказывает, что вечно ездить на одном баллоне без проверки опасно. Стоимость опрессовки порядка 2-3 тысяч рублей.

Других регламентных работ у ГБО нет, но есть ресурс компонентов. Увы, но даже дорогие системы не ходят так долго как бензиновое топливное оборудование. Тут прогнозировать что-то сложно, но обычно к 80-100 тысячам километров замены требуют газовые форсунки, за 100-130 тысяч километров умирает редуктор, ну и разные нежданчики, которые тоже могут потребовать финансовых вложений. Каждый конкретный случай в плане поломок индивидуален, но, например, по опыту автора статьи на 150 тысяч километров на газе ушло 13 тысяч рублей на ремонт и замену компонентов. Не сказать, чтобы бешеные деньги, но и они снижают экономию.

Еще одна статья расходов, на которую владельцу ГБО придется тратиться чаще, чем хозяину машины без него – регулировка клапанов. Это единственный элемент в автомобиле, который страдает от перехода с бензина на газ. Увеличивается тепловая нагрузка, уходят зазоры, клапана прогорают. Если на бензине с современными моторами можно проехать сотни тысяч километров и не заниматься регулировкой, то с газом так не получится – уже тысячам к 60-80 километров клапана могут быть сильно зажаты. Значит примерно с таким интервалом нужно посещать сервисы для регулировки. Стоимость этой процедуры сильно зависит от конструктивных особенностей головки блока, поэтому на каждом конкретном автомобиле сумма может отличаться (а с гидрокомпенсаторами вообще регулировать не нужно, правда сами «гидрики» быстрее умирают и их нужно будет раньше менять), в среднем, это порядка 3-4 тысяч рублей.

Дополнительные расходы

Удивительно, но мы ничего не сказали о затратах на установку ГБО (для обычного легкового авто это порядка 30-35 тысяч рублей). Но они очевидны и известны заранее. Многие считают именно затрату на установку единственной финансовой преградой ГБО. В интернете можно найти массу калькуляторов, которые якобы рассчитают период окупаемости, правда массу нюансов, в том числе и о которых мы рассказали выше, они не учитывают. Хотя, на самом деле, важно всего лишь представлять на какой срок устанавливается газ. Если планируются проехать сотни тысяч километров, то стоимость установки «размажется» на такой пробег, и сама по себе не будет оказывать сильное влияние. Хотя, конечно, не внести затраты на установку в копилку расходов на ГБО нельзя.

Помимо технического монтажа и оборудования многие забывают про легализацию газа. В последние несколько лет ГИБДД стало строже проверять машины на соответствие конструкции в том числе и установку газа. Процедура оформления такая муторная, что пройти ее самому сродни подвигу Геракла. Но можно обратиться в специализированные конторы, которые все сделают под ключ, правда за 7-10 тысяч рублей. Причем, 1 июля 2020 года вступит в силу реформа, которая усложнит и как следствие сделает более дорогой легализацию газа. Конечно, многие ездят и без вписанного в документы ГБО, но это риск. Например, можно лишиться регистрации авто. И это реальные случаи, а не страшилки из интернета.

Наконец, последний пункт, о котором многие постоянно забывают в расчетах – потеря стоимости автомобиля на вторичном рынке. Машины с газом в среднем продаются дешевле чем без него. С одной стороны, большинство покупателей уверены, что газ убивает мотор (хотя кроме клапанов негативного влияния нет, наоборот, поршневая группа на газе живет дольше). С другой стороны, понятно, что если на машине стоял газ, то покупатели ее не для того, чтобы по выходным ездить на дачу и пробег уже солидный. Точную стоимость дисконта назвать сложно, но примерно это 30-40 тысяч рублей по сравнению с точно таким же бензиновым аналогом.

Финансовый итог

Из статьи могло показаться, что газ – это финансовый ужас, он не помогает экономить, а вгоняет владельца в дополнительные траты. Это не так, экономия есть, просто она не такая впечатляющая как это может показаться при сравнении цен на заправках. По нашим грубым подсчетам, владелец автомобиля на газу экономит на топливе с учетом всех дополнительных трат порядка 15% по сравнению с бензиновым авто. Это не 50%, но, в общем, тоже немало.

Правда, эти 15% не даются совсем уж бесплатно. Нужно тратить дополнительное время на обслуживание и ремонт, лишаться запаски или пространства в багажнике для установки баллона, заранее отслеживать и выбирать заправки (даже пропан не везде есть). Не сказать, чтобы это доставляет очень много проблем, но все равно забот на машине с ГБО больше и нужно следить, чтобы финансовая выгода от использования газе покрывала затрату времени и неудобства.

Возьмем владельца авто, который за месяц проезжает 1000 километров, а его машина расходует 8 литров бензина на 100 километров. Он тратит на бензин 3360 рублей в месяц, ГБО чисто теоретически позволит сэкономить 500 рублей от этой суммы. По нашему мнению, заморачиваться ради такой экономии смысла нет.

Но если исходные данные другие, расклад получается тоже иной. Если владелец автомобиля проезжает 2500 километров в месяц, а расход у него не 10, а 12 литров, тогда расходы на топливо составляют 12600 рублей в месяц, газ позволит сэкономить порядка 1900 рублей в месяц. Так это выглядит уже интереснее, в год экономия составит 22800 рублей.

По нашей оценке, водителям, которые проезжают в год менее 20-25 тысяч километров, ставить ГБО особого смысла нет. Экономия может и не покрыть неудобства от использования. Если пробег больше, расход у авто сам по себе немаленький, да еще и машина покупается надолго, то установка газа уже имеет смысл. Чисто технически в ГБО нет ничего плохого или страшного, расчет тут сугубо экономический: выгодно – ставим, невыгодно – не ставим.

Преимущества и недостатки газового оборудования на автомобиле

Последнее обновление — 6 ноября 2020 в 07:45


Разница в стоимости бензина и газового топлива заставляет задумываться об установке газобаллонного оборудования. Однако перевод машины на газ имеет свои особенности, зная которые можно оценить все плюсы и минусы ГБО, после чего сделать выводы о целесообразности монтажа газовой системы.

Основные преимущества ГБО

В качестве газомоторного топлива распространены два вида газа сжиженный нефтяной — пропан-бутановая смесь и сжатый (компримированный) — метан (СНГ/КПГ). Ввиду разности давления при хранении газов, оборудования имеют конструктивные отличия, хотя принцип работы у них идентичен.

Стоимость газа

Ключевая выгода — пропан в среднем на 55-60% дешевле бензина, метан 60-65%. От региона к региону цена может немного отличаться.

Конечная стоимость переоснащения среднестатистического авто с 4-х цилиндровым ДВС мощностью до 150 л.с. на пропан варьируется от 35-50 тысяч рублей. Аналогичная метановая система из-за дороговизны баллона обойдется в 50-65 т.р. Оборудовать более мощные машины будет ещё дороже.

Поэтому ожидая скорую экономию, важно учитывать затраты на покупку, монтаж, оформление и обслуживание газобаллонной аппаратуры. При небольших среднемесячных/годовых пробегах окупаемость установки может затянуться. Чтобы оправдать расходы за один год эксплуатации, в месяц машина на газу должна проезжать от 1500 км при этом потребление топлива должно быть не менее 10 литров на 100 км.

Подробнее посчитать окупаемость оборудования по параметрам конкретной машины можно при помощи калькулятора ГБО.

Увеличенный запас хода

К достоинствам ГБО можно отнести возможность использования двух видов топлива. За счёт чего увеличивается пробег транспортного средства. Особенно это актуально для длительных поездок на дальние расстояния и в регионы с неразвитой автомобильной инфраструктурой, об этом ниже.

Работа и ресурс двигателя

Октановое число у метана/пропана выше бензина (около 105-110), благодаря чему снижаются детонационные нагрузки, двигатель работает мягче. К тому же сгорание газа происходит равномернее, за счёт лучшего образования топливовоздушной смеси, что также уменьшает ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу, понижает уровень механических шумов и вибрацию ДВС.

После сгорания газового топлива образуется минимальное количество отложений, нагара. Поэтому, перевод авто на газ способствует снижению количества примесей и абразивных частиц в моторном масле, что влечёт за собой увеличение интервала его замены, а также повышение ресурса деталей двигателя. Отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы ЦПГ.

Так как газ горит медленнее бензина и при более высокой температуре, случаи с прогаром клапанов действительно встречаются. Однако правильная настройка ГБО, а также установка вариатора УОЗ полностью снимает проблему.

Детально узнать о проблемах с мотором при переходе на газ, можно из статьи про «влияние газового топлива на ДВС авто».

Экологическая составляющая


Газ – экологически чистое топливо с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, особенно это актуально для густонаселённых городов.

При сгорании СНГ/КПГ выхлопные газы содержат, примерно в 10 раз меньше вредных веществ, что является значительным преимуществом перед бензином или дизелем. Ко всему прочему снижается нагрузка с катализатора и выхлопной системы автомобиля.

Читайте также  Volkswagen passat b8: прокачка от automobiltechnik

Для некоторых регионов РФ специально снижен транспортный налог на авто с ГБО.

Безопасность

Часто преградой к переходу на газ становится боязнь взрыва баллона, подкреплённая фото и видеоинформацией из сети. Количество подобных происшествий увеличивается пропорционально росту числа транспорта с ГБО.

Вот только причиной тому в 100% случаев является безответственность тех или иных лиц:

  • установка б/у баллонов (с истекшим сроком эксплуатации или не прошедших своевременное переосвидетельствование)
  • не качественный монтаж и обслуживание системы
  • установка не сертифицированных, устаревших или низкого качества комплектующих оборудования
  • нарушение сроков технического обслуживания ГБО
  • не соблюдение элементарных правил эксплуатации авто с газовой системой

Стоит отметить, что при должном внимании к газовому оборудованию, многоступенчатая система безопасности современного ГБО 4-го поколения полностью исключает возможность каких либо аварийных ситуаций.

Подробно узнать о причинах подобных происшествий можно из материала о взрывах и пожарах машин с газовым топливом.

Видео о преимуществах и недостатках использования газового оборудования:

Главные недостатки ГБО

Помимо очевидной выгоды существует ряд отрицательных моментов, которые необходимо учитывать при переоборудовании авто на газ.

Объём багажника

Серьёзным препятствием для монтажа газового оборудования, становится отсутствие в автомобиле предусмотренного места для баллона.

Установка ёмкости неизбежно сокращает полезный объём багажного отделения. Особенно это критично для большинства легковых машин, у которых отсутствует возможность закрепить бак под днищем салона. Частично проблема решается установкой пропанового баллона тороидального вида в нишу запасного колеса. Однако тогда придётся исключать запаску или возить её в багажнике, что также доставит неудобства.

К тому же монтаж цилиндрического бака в багажный отсек лишает возможности трансформации спинок задних сидений. Такое решение наиболее не приемлемо для владельцев хэтчбеков и универсалов.

В плане компоновки, установка газа на коммерческий транспорт практичнее. Так в грузовиках или автобусах есть возможность крепления баллонов вне полезного объема кузова (рама, за кабиной, салон), а их масса по отношению к весу автомобиля и его грузу значительно меньше, чем у легковых машин.

Утяжеление массы авто

Вес одного пустого тор баллона вместимостью 50 литров составляет 30-31 кг, бак 50 л цилиндрической формы без газа весит 20-21 кг. Масса толстостенных метановых ёмкостей порядком выше, так как КПГ топливо хранится под давлением 200 атмосфер, а пропан 12-15.

Например, пустой цельнометаллический баллон под метан 1-го типа объёмом 50л весит 60кг, вес емкости той же вместимости второго типа составит 40-42 кг. Конечно, существуют более лёгкие виды метановых ёмкостей, но их цена и надёжность пока вызывают вопросы.

Мало того что сами баллоны достаточно тяжёлые, вдобавок остальные компоненты системы имеют вес, хоть и не большой, но лишняя нагрузка на детали подвески обеспечена.

Также излишняя масса существенно сокращает грузоподъёмность транспорта. Особенно критично для коммерческого транспорта.

Обязательная регистрация оборудования

Согласно техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому в 2015 году, установка ГБО является изменением конструкции ТС, которое требует обязательного оформления.

Процедура регистрации газового оборудования проходит в несколько этапов и отнимает много времени. Затраты на легализацию также стоит отнести к статье расходов при подсчетах окупаемости.

Если не узаконить ГБО, можно столкнуться с проблемами при техосмотре, снятии/постановке транспорта на учет, к тому же за это предусмотрено наказание в виде штрафа.

Дополнительные расходы

Поставить и забыть навсегда – это не про газовое оборудование. Регулярное, своевременное техническое обслуживание ГБО будет способствовать максимальному экономическому эффекту и бесперебойной работе системы.

Обычно ТО оборудования совмещают с обслуживанием автомобиля. Межсервисный интервал составляет 10-15 тысяч км пробега, что сильно зависит от качества газа. В перечень операций входит:

  1. замена фильтрующих элементов
  2. проверка, поиск и устранение возможных утечек газа
  3. диагностика работы ДВС и ГБО
  4. регулировка форсунок

Для ГБО 1-2 поколения появляется необходимость периодического слива конденсата из редуктора.

Как любая техника, газовое оборудование имеет свой ресурс, по истечении которого потребуется замена или ремонт комплектующих. Особенно это касается резиновых компонентов (магистрали, диафрагма редуктора, уплотнители).

Исходя из этого, дополнительная топливная система требует определенного внимания, а также добавляет финансовых затрат.

Минусы ГБО для двигателя

Часто при езде на газе наблюдается потеря динамики автомобиля (примерно 5-15%). Этот недостаток ощущается лишь на малообъёмных двигателях. В автомобилях со средней и высокой мощностью ДВС, потеря мощности не заметна. При условии правильной подборки, монтажа и регулировки оборудования.

Проблема с заправочными станциями

Сеть газовых заправок гораздо меньше бензиновых. Недостаток пропановых АГЗС существует только в отдаленных, малонаселенных пунктах и на пути между ними. За последние годы с увеличением количества транспорта на пропане ситуация с газовыми заправками меняется к лучшему. В угоду тому, доступность этого вида предпринимательства для малого бизнеса, постройка одной газовой станции не требует многомиллионных вложений.

С метановыми газонаполнительными компрессорными станциями ситуация намного хуже. Численность авто с метановым ГБО куда меньше пропанового, в основном это коммерческий транспорт. К тому же, для возведения АГНКС требуются огромные затраты. Поэтому заправиться метаном в небольших городах, а тем более на трассах будет проблематично.

Стоит также отметить, что наполнение баллона сжатым метаном длится достаточно продолжительное время, что также доставляет неудобства в виде ожидания и очередей.

Соблюдение правил по эксплуатации и хранению автомобиля с ГБО

Хотя система газобаллонного оборудования 4-го поколения работает в автоматическом режиме, но некоторые эксплуатационные требования необходимо знать, чтобы сохранить работоспособность деталей автомобиля.

Например, для устойчивой работы мотора, а также во избежание повреждения редуктора-испарителя, пуск ДВС нужно производить только на бензине, особенно при отрицательной температуре окружающей среды. Четвертое поколение позволяет не задумываться об этом, но возможность аварийного запуска имеется. Для 2-го поколения сразу доступна функция принудительного старта двигателя на газе.

Для сохранения работоспособности штатного бензонасоса и форсунок, необходимо всегда контролировать наличие бензина в баке. Иначе без смазки и охлаждения эти детали топливной системы попросту сгорят.

При настройке газового оборудования устанавливается ограничение по высоким оборотам мотора, так как газ при этом малоэффективен. Из-за этого обгон может повлечь аварийную ситуацию, когда работа ГБО деактивируется, а бензиновая система не включится.

Вдобавок ко всему запрещается ставить машину с утечками газа в закрытом боксе и оставлять ее на длительное хранение с открытой баллонной арматурой при наполненном баллоне.

Бывают закрытые парковки, где владельцам запрещается парковать газовые машины.

Как экономить газ на авто?

Стремительный рост цен на продукцию внутри стран, расположенных на территории постсоветского пространства, побуждает людей экономить при первой же возможности. Неудивительно, что стоимость бензина и дизеля увеличивается в геометрической прогрессии, существенно повышая затратную часть автовладельца на содержание транспортного средства. Помимо регулярного посещения АЗС, может произойти непредвиденная поломка комплектующих элементов, находящихся в моторном отсеке. Ремонт форсунок AGIS или замена резиновых прокладок в редукторе — вполне вероятная ситуация.

В сложившейся ситуации единственным правильным решением автолюбителей становится установка гбо 4 поколения Харьков. Среди водителей бытует мнение, что расход газа выше, чем бензина. Утверждение небезосновательное, ведь в процессе передвижения на автомобиле затрачивается действительно больше альтернативного вида топлива. Если своевременно задаться вопросом, как экономить газ на авто, можно увеличить эффективность газовой системы и сократить эксплуатационные расходы на содержание транспортного средства. При этом услуга «поставить газ на авто Харьков» все равно остается выгодным выбором автовладельцев.

Полезные рекомендации по экономии газа на авто

Выясняя, как экономить газ на авто, нельзя не обратиться к народным способам, которые рекомендуют водителям руководствоваться следующими правилами:

  • Изменить манеру вождения (чем меньше автовладелец нажимает на педаль тормоза, тем больше сокращается расход топлива).
  • По возможности избегать «пробок» и дорожных заторов, передвигаясь преимущественно в вечернее время суток (например, можно выезжать раньше на работу и возвращаться с нее позже).
  • Сократить количество дополнительного оборудования на автомобиле (снять силовые обвесы, увеличив показатели аэродинамики).
  • Передвигаться по трассе и в условиях городского трафика за крупногабаритными транспортными средствами (существенно снизится встречное сопротивление воздуха).
  • Следить за качеством топлива, заправляемого в машину на АГЗС. Это позволит избежать еще и таких неприятностей, как ремонт редуктора гбо Харьков или чистка форсунок.

Одна из самых лучших рекомендаций — своевременное обслуживание газового оборудования авто регулировка ключевых компонентов (электронный блок управления, редуктор, форсунки, дозатор для более ранних систем). Важно, чтобы все элементы топливной системы были новыми или относительно не изношенными, ведь использование гбо бу с его меньшим ресурсом тоже влечет за собой увеличение расхода топлива.

Некоторые народные методики довольно эффективны, но квалифицированные автомеханики предлагают другие способы экономии газа на авто:

  • Осмотр свечей зажигания, которые должны быть обязательно устойчивы к высоким температурам (соответствующее калильное число устройства), ведь процесс горения газа существенно отличается от бензина и дизеля.
  • Повышение степени сжатия мотора.
  • Настройка подачи топлива винтом холостого хода (ХХ).
  • Регулировка пропускной способности с помощью вентиля-дозатора.
  • Воздушные фильтры для гбо Харьков желательно менять каждые 5 000–8 000 км.
  • Перенастройка оборудования у профессионалов (возможно, автовладелец занимался регулировкой ГБО самостоятельно).

Необходимо учитывать, что сильно «придушив» подачу топлива винтом ХХ, можно вместо экономии газа на авто отправиться в магазин за приобретением новых клапанов и впускных коллекторов. Газовое оборудование 2 поколения имеет свои нюансы в обслуживании, несмотря на кажущуюся простоту.

Несмотря на немного больший расход пропана или метана в сравнении с бензином, переоборудование автомобиля неизменно остается финансово выгодной процедурой. Пытаясь сократить газовые издержки, автолюбитель должен знать меру и рационально относится к выявленным показателям, руководствуясь советами специалистов.

Читайте также  Вскрытие автомобиля: профессиональная служба вскрытия в москве

Стоит ли ставить ГБО на авто: плюсы и минусы, экономия, потеря мощности

В последнее время очень заметно выросли цены на бензин, и теперь съездить к знакомым стоит довольно дорого. Именно поэтому большинство автомобилистов стали всерьез думать о том, чтобы перевести свой автомобиль на газ. Эта тема стала тревожить многих, и мы решили вам в этом помочь. В этой статье мы посмотрим на установку ГБО как с положительной, так и с отрицательной сторон, таким образом вам будет намного проще сделать выбор.

Оглавление:

Плюсы и минусы ГБО

Плюсы ГБО:

    Начнем с самого важного преимущества, о нём стопроцентно наслышаны многие. Работая на пропане, движок выделяет в воздух почти в 3 раза меньше углекислого газа. Срок службы до первого ремонта двигателя повышается в 2 раза, если сравнивать с движком, который эксплуатировался исключительно на 95 бензине. Пропан и метан при сгорании практически не оставляют нагара в цилиндрах, благодаря этому двигатель длительное время работает просто превосходно. Запас хода на 40-50% больше по сравнению с бензиновым и дизельным двигателем. По отзывам это, в среднем, 1000 километров. Масло в двигателе почти всегда остается чистым, по причине того, что топливо сгорает практически начисто.

Газовые форсунки под капотом авто

Минусы ГБО:

    Стоимость такого апгрейда довольно высока, обычно цена находится в пределах 20-30 тысяч рублей. Но не стоит ориентироваться на эти числа, так как цена зависит также от региона, в котором вы проживаете, поэтому итоговую стоимость работ нужно уточнить в ближайшем автосервисе. Запускать двигатель зимой очень проблематично, поэтому специалисты настоятельно рекомендуют иметь около 10 литров бензина в бензобаке. Из-за этого автомобилистам приходиться осуществлять запуск на бензине, а затем уже переключаться на пропан или метан. Большущая проблема кроется в том, что установленное оборудование нужно внести в технический паспорт, а процесс этот длительный и довольно мучительный. Трудность обычно кроется в том, что для регистрации в ПТС нужно иметь сертификат газовщика. Такой документ вам выдадут в автосервисе после монтажа оборудования. Потом необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД, там ваше ГБО внесут в ПТС. Услуга, к сожалению, не бесплатная — придется расстаться с 10 000 рублей. Но если вас остановят сотрудники ДПС, и у вас не обнаружится отметки в ПТС, то вам придется заплатить приличный штраф в размере 3 000 рублей. Заключительный минус заключается в том, что вы практически лишитесь багажника, так как теперь это место будут занимать стальные газовые баллоны. И это, пожалуй, самый важный недостаток для легкового транспорта.

Газовый баллон зачастую занимает много места в багажнике автомобиля

Хоть у ГБО и большое количество минусов, но его установка превосходит дизельные и бензиновые по техобслуживанию и экономии топлива. Допустим, цена литра 92 бензина примерно 42 рубля, тогда газ такого же объема обойдется вам примерно в 20 рублей. Да плюс ко всему, как уже говорилось раньше, на газе и запас хода увеличивается почти в два раза. Поэтому с точки зрения экономии и уменьшения затрат на автомобиль, выбор, определенно, падает на газ.

Себестоимость передвижения на таком автомобиле будет обходится вам в два-три раза дешевле. По этой причине вам удастся отбить все расходы на установку оборудования за полгода или год.

Опасна ли установка ГБО своими руками

Монтаж, конечно, можно осуществить и своими руками, но тогда будет крайне проблематично раздобыть сертификат газовщика. На самом деле, есть и такие умельцы, которые проделывают установку своими силами.

Если вы надумаете так поступать, то вы должны осознавать, что в процессе монтажа можете допустить ошибку, которая в дальнейшем может негативно сказаться на работе вашего автомобиля вплоть до его критической поломки. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам доверять работу только мастерам, которые хорошо себя зарекомендовали.

Чем газ лучше бензина и дизеля

Мы уже подробно разобрали преимущества и недостатки установки ГБО. Далее рассмотрим особенности топлива, которое используется на ГБО. Автомобилисты отмечают существенную экономию денег, большая часть людей аргументирует свой выбор только лишь этим.

Газ, а именно пропан и бутан, обладают превосходной антидетонационной устойчивостью. Октановое число выше, чем у бензина, и равно 105, поэтому детонации деталей точно не произойдет. Газ не имеет веществ-катализаторов, поэтому не происходит разрушения металлов, например, как в бензине или дизельном топливе. Ресурс двигателя, который работает на пропане или бутане, увеличивается на 60 процентов.

Двигатель на газу служит дольше

Скорость сгорания воздуха с газом чуть медленнее, чем с бензином, по этой причине нагрузки на поршневую часть снижены. Многие европейские производители автомобилей подметили эти особенности, и теперь некоторые компании (Opel, Volvo, Fiat) производят гибридные машины.

Также отличительной особенностью газа считается его хорошая способность к диффузии с воздухом. Газ отлично смешивается с воздухом и заполняет двигатель идеально смешанным топливом. На стенках камеры сгорания не образуется нагар, который характерен для бензина. Как заверяют производители, автомобили, работающие на газу, не требуют ремонта двигателя примерно 10 лет. Заливания свечей никогда не происходит, все вышеописанное делает машину очень надежной в работе.

Опасен ли газ на автомобиле

Если вы считаете, что при ДТП баллон взрывоопасен, то вы сильно заблуждаетесь. Современные газовые баллоны оборудованы инновационным клапаном. При экстренной разгерметизации трассы с газом, клапан срабатывает, и утечки из баллона не происходит. Толщина стенок баллона сравнима с толстенными стенками бронированного сейфа.

Для того, чтобы произошёл взрыв, нужно его сбросить с 50 метровой моста, и при этом, чтобы его сбил скоростной локомотив. А во всех остальных случаях повреждений он неуязвим, это подтверждается множественными испытаниями производителей.

Устройство ГБО автомобиля

Поэтому знайте — все мифы о взрывоопасности остаются лишь только мифами, и ГБО не опасней бензиновой системы.

Экономия и потеря мощности на ГБО

Автомобилисты, которые собираются устанавливать газобаллонное оборудование, по большей части интересуются тем, сколько удается экономить на топливе. И, конечно, интересуются, сильно ли ухудшаются динамические характеристики.

Динамика при разгоне теряется примерно на 6-7 процентов — не так уж это и много, поэтому не так страшно. Если смотреть с точки зрения расходов на топливо, то экономия составляет в среднем 30%. Для того, чтобы знать точный показатель экономии, необходимо проводить замеры и сравнивать результаты. Неточность данных кроется в том, что оборудование выпускается разных модификаций, а от этого зависит и расход.

Оборудование ГБО автомобиля под капотом

Также расход зависит от грамотности регулировки газобаллонного оборудования, для этого советуем обратиться к грамотным специалистам в этой области. Сейчас существуют электронные системы контроля, они дают возможность дополнительно экономить до 20% газа.

Метан или пропан на авто — что лучше

Всего существует два вида топлива для ГБО — это пропан и метан. Основное их отличие для автомобилиста заключается лишь в способе заправки.

Метан заправляется в бак под давлением в 250 атм, от этого вес баллона может даже превышать 1 центнер. А для стабильной работы, к примеру, Газели, необходима минимум 1 пара баллонов. По этой причине общая грузоподъемность может упасть с 1.5 т до 1.2-1.3, а это хорошо заметно на малотоннажных Газелях. Поэтому производители не советуют использовать ГБО на легковесных автомобилях, от этого увеличивается расход топлива и разгон автомобиля.

Внешнее заправочное устройство с установленным переходником для заправки газом

Пропановые баллоны чаще используются автомобилистами, этот выбор осознанный, потому что они не так сильно нагружают машину. Такой газ легче в 1,5 — 2 раза по сравнению с метановым. Также он эксплуатируется не с таким большим давлением, поэтому взрывоопасность при ДТП намного меньше.

Совсем недавно начали выпускать новые баки для газа, они называются «тороидальные». Их преимущество в том, что они не требуют много места. Тороидальные баллоны легко можно соединять между собой, таким образом у вас будет большой запас топлива. Единственное, цена на такие баки пока что остается довольно высокой — примерно от 6 000 рублей за 50-литровый баллон.

Тороидальный баллон в багажнике автомобиля

Эксплуатация автомобиля на газу

Чтобы не причинить вреда машине, необходимо следовать нескольких правилам при эксплуатации:

  • При температуре окружающей среды ниже -15 градусов (для инжекторных двигателей) и -10 (для карбюраторных), настоятельно рекомендуем производить запуск на бензине. Буквально через 5 минут редуктор возьмет на себя достаточную температуру, после этого можно будет переключиться на газ.
  • Осуществлять переход с бензина на газ следует на 2 тыс. оборотах, иначе двигатель просто-напросто заглохнет. ГБО 4-ой модификации имеет интересную особенность — предусмотрена специальная кнопка, с помощью которой происходит автоматическое переключение. Обычно редуктор служит 7 полных лет, по прошествии данного времени советуем произвести замену мембраны, либо всего редуктора.
  • Когда заезжаете зимой в гараж, сразу же установите переключатель топлива на бензин. Тогда у вас не будет трудностей со стартом двигателя в лютые морозы.
  • Как минимум 2 раза в месяц необходимо сливать скопившийся конденсат из редуктора. Для этого там предусмотрена специальная гайка, ее следует открутить и подождать минут 5, а затем закрутить обратно. В зависимости от модификации ГБО, положение болта может меняться, но вы без труда сможете его отыскать.

Кнопка переключения ГБО

Теперь вы знаете, какие есть положительные и отрицательные стороны у ГБО. Зная все это, вы точно сможете решить, нужно ли вам устанавливать данное оборудование. Если вы решились на установку такого оборудования, мтарайтесь обращаться в надежные автосервисы. Только так можно быть уверенным в том, что нигде не допущено ошибок при монтаже. Желаем вам успехов!